Источник: Знай страхование - Znay.ru -> Зеленая карта
URL: http://www.znay.ru/greencard/principle.shtml
Дата: 29.11.16
Выдержки из книги Теория и практика страхования. Учебное пособие. - М.: Анкил, 2003. – с.392-395
Формирование системы "Зеленая карта" обусловлено принятием в 1949 г. Рекомендации ООН и Резолюции ООН № 43 1952 года, которые были направлены на решение двух основных задач: защиту интересов потерпевших в результате дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных автотранспортных средств и упрощение режима передвижения автотранспортных средств, свобода которого была поставлена в зависимость от приобретения множества договоров страхования гражданской ответственности автовладельцев на условиях, отвечающих требованиям национального законодательства страны, по территории которой передвигалось иностранное транспортное средство. Большое значение для ее развития имело и так называемое Лондонское соглашение, представляющее собой типовое двустороннее соглашение, форма и содержание которого были приняты на встрече представителей страховщиков, занимающихся страхованием автотранспорта. На этой же встрече был учрежден Совет Бюро "Зеленой карты" - орган управления новой системы.
Непосредственной основой действия системы "Зеленая карта" является не многосторонний межгосударственный договор, а множество двусторонних соглашений между национальными организациями - членами системы "Зеленой карты", действующими в различных странах. Действие системы основано на следующих основных принципах:
(1) Д. Кадагидзе, Страховое законодательство стран Европейского Союза в области страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, стр. 44, Страховое право № 2, 2000.
Национальные бюро "Зеленой карты" каждой страны выполняют две основные функций:
С учетом норм соглашений само удостоверение "Зеленая карта" становится своеобразным эквивалентом страхового договора, заключенного согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев страны посещения иностранным автотранспортным средством, которое избавляет автовладельца от необходимости заключать дополнительные договоры страхования при каждом пересечении границы любых стран-участниц системы. В случае ДТП, виновником которого становится владелец "Зеленой карты", находящийся за границей, он предъявляет ее представителям власти или полиции, подтверждая, что его гражданская ответственность, как пользователя автотранспортным средством, застрахована. Потерпевший в таком случае, не имея возможности обратиться с претензией о выплате к иностранному страховщику, заключившему такой договор страхования, направляет свое требование о возмещении вреда в национальное бюро по урегулированию претензий Национальное бюро, в свою очередь, после полного возмещения причиненного ущерба или вреда в соответствии с национальным законодательством страны потерпевшего обращается в Бюро по возмещению убытков той страны, в которой причинителю вреда была выдана "Зеленая карта" и было зарегистрировано участвовавшее в ДТП автотранспортное средство, с требованием о компенсации понесенных расходов. По мере функционирования системы "Зеленой карты", распространившейся на 23 европейские страны, выявилась необходимость унификации минимальных требований к условиям обязательного страхования гражданской ответственности в странах-участницах, поскольку чрезвычайная пестрота условий страхования вносила значительную нео пределенность в части оценки убытков, которые подлежали оплате на территории иностранных государств, тем самым подрывая финансовую устойчивость Национальных бюро "Зеленой карты" Эта задача решена принятием директив ЕС по страхованию гражданской ответственности автовладельцев 1972, 1983, 1990 годов(2).
(2) Первая директива ЕС по автострахованию от 24 апреля 1972 г № 72/166/СЕЕ Вторая директива ЕС по автострахованию от 30 декабря 1983 г № 84/5/СЕЕ, Третья директива ЕС по автострахованию от 14 мая 1990 г № 90/233/СЕЕ см Д Кадагидзе стр. 45-51
Директивы придали законодательный статус сформировавшейся системе "Зеленая карта", предусмотрев обязательность для государств-участников следующих основных положений:
(3) В целях соблюдения интересов всех стран-участниц это положение Второй директивы по автострахованию вводилось в странах-участницах постепенно в течение 1987-1995 годов.
(4) Различия в нормах законодательства различных стран ЕС все еще остаются весьма существенными, так, в Великобритании в части причинения вреда жизни и здоровью потерпевших лимиты не установлены и компенсации подлежит ущерб в полном размере Крупнейший убыток в этом виде страхования, компенсированный страховщиками, был зарегистрирован 28 февраля 2001 года в сумме 80 млн. евро, I том числе по убыткам, причиненным жизни и здоровью потерпевших, - более 40,0 млн. евро.
За период действия системы "Зеленая карта" были усовершенствованы и принципы взаимодействия страховщиков и национальных бюро при урегулировании убытков на территории иностранных государств. В частности, в новую редакцию Лондонского соглашения 1991 года были внесены положения, устанавливающие (ст.ст. 4, 5), что срок действия полиса страхования "зеленая карта" не может быть менее 15 дней, при этом поддельные и оформленные с нарушением "зеленые карты" имеют юридическую силу для предъявления претензии для оплаты национальным бюро и последующим взаиморасчетам между ними. Были уточнены также и финансовые обязанности (ст. 11) национальных бюро при расчете и оплате страховой выплаты потерпевшим, в частности, оплате подлежит собственно компенсация потерпевшему, а также дополнительные расходы и сборы, связанные с урегулированием убытка; дополнительные расходы по урегулированию убытка, в том числе и расходы Национального бюро, не могут превышать 15 % от суммы страховой выплаты, при этом максимум установлен в размере 3272 евро. Выплата должна быть осуществлена в национальной валюте бюро, урегулируюшего убыток, в срок, не превышающий 2 месяцев после страховой выплаты, при этом национальное бюро-плательщик лишено права оспаривать решение и суммы выплаты, принятые национальным бюро страны потерпевшего, урегулировавшим убыток. Кроме того, в соответствии с новым порядком разрешения споров между национальными бюро (ст. 12) установлено, что правом принятия решения обладает арбитр, полномочия и назначение которого устанавливает Совет Бюро "Зеленая карта".
В свое время на территории европейских социалистических стран, где страхование гражданской ответственности автовладельцев также проводилось в обязательной форме, была организована система "синей карты", действовавшая на тех же принципах, что и "зеленая карта" стран ЕС