"
|
|
||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Ранее был рассмотрен хозяйственный кругооборот в экономике закрытого и открытого типа. Государство при этом не принималось во внимание в качестве участника хозяйственной жизни. Однако, как известно, государство наравне с предприятиями и домашними хозяйствами является третьим по величине экономическим субъектом. С экономической точки зрения государство представляет собой публичное хозяйство, имеющее свои доходы, источником которых являются прежде всею налоги. Средства государственного бюджета направляются на создание инвестиционных благ (например, на строительство больниц, дорог) и предметов потребления (опосредованно, например, через оплату труда рабочих и служащих). Кроме того, часть своих доходов государство использует на выплаты различных денежных пособий частным домашним хозяйствам (трансфертные платежи) и субсидии предприятиям. Высшей целью государства как хозяйственного субъекта является максимальное обеспечение населения коллективными благами в соответствии с принципом удовлетворения потребностей. Трактовка этой и друг их целей государства, а также выбор политических средств для их реализации зависят от экономического строя в той или иной стране. Проиллюстрировать тесную взаимосвязь, существующую между всеми секторами народного хозяйства в модели функционирования экономики открытою типа с учетом роли государства, можно с помощью расширенной схемы хозяйственного кругооборота, в которую дополнительно включаются счета отдельных секторов. Предположим, что должны быть осуществлены следующие oпeрации: а) предприятия производят амортизационные отчисления на сумму 90 ед ; б) предприятия осуществляют валовые инвестиции в размере200 ед, в) предприятия получают субсидии в размере 5 ед. и уплачиваюткосвенные налоги в размере 10 ед.; г) предприятия продают предметы потребления домашним хозяйствам на сумму 410 ед., государству - на сумму 60 ед.; д) экспорт предприятий составляет 170 ед, импорт - 160 ед., е) предприятия выплачивают заработную плату, арендную плату и проценты по кредитам на сумму 485 ед.; ж) домашние хозяйства уплачивают прямые налоги в размере85 ед.; з) накопление домашних хозяйств составляет 105 ед., государства - 15 ед.; и) государство производит трансфертные платежи домашним хозяйствам в размере 15 ед. Анализ национального счета производства по этой схеме позволяет дать более точное определение национального продукта1. 1) На первый взгляд расчет различных показателей «чистой продукции» в экономике представляется несколько запутанным Показатели внутреннего продукта и национального продукта и, соответственно, внутреннею дохода и национального дохода отличаются друг от друга по а) использованию внутренней, или национальной, базы, б) по степени чистоты продукции и в) по оценке продукции с помощью рыночных цен или факторных издержек - О К. Национальный счет производства Примечание: Из соображений целесообразности в национальном счете производства указывается разность величин субсидии и косвенных налогов, а также сальдо экспортно-импортных операции
Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике П.А. Самуэльсон предложил использовать для оценки уровня экономического развития показатель «чистого экономического благосостояния» (Net Economic Welfare). Он определяется следующим образом: из величины реально достигнутого валового внутреннего продукта, рассчитанного обычными методами, вычитаются затраты на социальные нужды и прибавляется стоимость нематериальных благ и социальных услуг. Приведем пример расчета показателя чистого экономического благосостояния. Показатель NEW более точно отражает величину национального продукта, поскольку он очищен не только от затрат на охрану окружающей среды, но и oт затрат на содержание аппарата государственного управления, полиции, обороны, которые, по мнению П. Самуэльсона, не вносят вклада в повышение благосостояния общества. Точно так же, как и в случае попыток измерения уровня благосостояния с помощью социальных индикаторов, основная проблема при определении показателя NEW состоит в том, что для позиций, прибавляемых или вычитаемых из величины валового внутреннего продукта, очень трудно найти общепризнанные значения и, соответственно, их сложно правильно оценить. Так, например, невозможно объединить и использовать для оценки уровня благосостояния экономики такие показатели, как частота разводов, количество совершенных преступлений, количество больниц на 1000 жителей и т.д.
"Страховое дело", том 1 "Основы страхования"
Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"
Поиск страховой информации
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
|