" 1.1.4. Хозяйственный кругооборот с учетом роли государства. "Страховое дело" Учебник Германского союза Страховщиков (GDV) - Знай страхование! | 1.1.4. Хозяйственный кругооборот с учетом роли государства | страховое дело основы страхования немецкий учебник по страхованию студентам аспирантам страхователям страховка страхование каско осаго зеленая карта германский союз страховщиков обучение купить управление риском риски риск-менеджмент,страхование,страховка,страховая компания,страховых компаний,страховщик,1.1.4. Хозяйственный кругооборот с учетом роли государства. "Страховое дело" Учебник Германского союза Страховщиков (GDV),Знай страхование!,Знай страхование!
Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Статьи  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -

Поиск на сайте:

> Учебники > Страховое дело
..<- Страхование: Принципы и практика
..<- Медицинское страхование

 

1.1.4. Хозяйственный кругооборот с учетом роли государства

30.03.16 Версия страницы для печати

Ранее был рассмотрен хозяйственный кругооборот в экономике закрытого и открытого типа. Государство при этом не принималось во внимание в качестве участника хозяйственной жизни. Однако, как известно, государство наравне с предприятиями и домашними хозяйствами является третьим по величине экономическим субъектом. С экономической точки зрения государство представляет собой публичное хозяйство, имеющее свои доходы, источником которых являются прежде всею налоги. Средства государственного бюджета направляются на создание инвестиционных благ (например, на строительство больниц, дорог) и предметов потребления (опосредованно, например, через оплату труда рабочих и служащих). Кроме того, часть своих доходов государство использует на выплаты различных денежных пособий частным домашним хозяйствам (трансфертные платежи) и субсидии предприятиям. Высшей целью государства как хозяйственного субъекта является максимальное обеспечение населения коллективными благами в соответствии с принципом удовлетворения потребностей. Трактовка этой и друг их целей государства, а также выбор политических средств для их реализации зависят от экономического строя в той или иной стране.

Проиллюстрировать тесную взаимосвязь, существующую между всеми секторами народного хозяйства в модели функционирования экономики открытою типа с учетом роли государства, можно с помощью расширенной схемы хозяйственного кругооборота, в которую дополнительно включаются счета отдельных секторов.

Предположим, что должны быть осуществлены следующие oпeрации:

а) предприятия производят амортизационные отчисления на сумму 90 ед ;

б) предприятия осуществляют валовые инвестиции в размере200 ед,

в) предприятия получают субсидии в размере 5 ед. и уплачиваюткосвенные налоги в размере 10 ед.;

г) предприятия продают предметы потребления домашним хозяйствам на сумму 410 ед., государству - на сумму 60 ед.;

д) экспорт предприятий составляет 170 ед, импорт - 160 ед.,

е) предприятия выплачивают заработную плату, арендную плату и проценты по кредитам на сумму 485 ед.;

ж) домашние хозяйства уплачивают прямые налоги в размере85 ед.;

з) накопление домашних хозяйств составляет 105 ед., государства - 15 ед.;

и) государство производит трансфертные платежи домашним хозяйствам в размере 15 ед.

Анализ национального счета производства по этой схеме позволяет дать более точное определение национального продукта1.

1) На первый взгляд расчет различных показателей «чистой продукции» в экономике представляется несколько запутанным Показатели внутреннего продукта и национального продукта и, соответственно, внутреннею дохода и национального дохода отличаются друг от друга по а) использованию внутренней, или национальной, базы, б) по степени чистоты продукции и в) по оценке продукции с помощью рыночных цен или факторных издержек - О К.


Национальный счет производства

Примечание: Из соображений целесообразности в национальном счете производства указывается разность величин субсидии и косвенных налогов, а также сальдо экспортно-импортных операции


Валовой национальный продуктпо рыночным ценам 680Валовой национальный продукт по рыночным ценам, называемый еще валовой добавленной стоимостью, есть совокупный прирост благ в экономике.
- Амортизация 90Если из валового национального продукта вычесть величину износа основных средств, то получим чистый прирост благ в экономике, а именно, чистый национальный продукт по рыночным ценам (чистая добавленная стоимость).
= Чистый национальный продукт по рыночным ценам (чистая добавленная стоимость)590
- Косвенные налоги10Для того чтобы рассчитать, какие доходы получают домашние хозяйства, необходимо из величины чистого национального продукта по рыночным ценам вычесть косвенные налоги, взимаемые государством, и прибавить государственные субсидии предприятиям, которые могут ими, использовался на выплату заработной платы.
+Субсидии 5
= Чистый национальный продукт по факторным издержкам (национальный доход)585В результате получаем чистый национальный продукт по факторным издержкам, т.е. ту стоимость, которая поступает домашним хозяйствам в виде заработной и арендной платы, процентов и прибыли за использование факторов производства. Эта величина равняется национальному доходу.
- Прямые налоги85Если из показателя чистого национального продукта по факторным издержкам вычесть прямые налоги, взимаемые с домашних хозяйств, и прибавить трансфертные платежи государства домашним хозяйствам, то получим величину располагаемого дохода.
+ Трансфертные платежи15
= Располагаемый доход 515


Известный американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике П.А. Самуэльсон предложил использовать для оценки уровня экономического развития показатель «чистого экономического благосостояния» (Net Economic Welfare). Он определяется следующим образом: из величины реально достигнутого валового внутреннего продукта, рассчитанного обычными методами, вычитаются затраты на социальные нужды и прибавляется стоимость нематериальных благ и социальных услуг.

Приведем пример расчета показателя чистого экономического благосостояния.

Показатель NEW более точно отражает величину национального продукта, поскольку он очищен не только от затрат на охрану окружающей среды, но и oт затрат на содержание аппарата государственного управления, полиции, обороны, которые, по мнению П. Самуэльсона, не вносят вклада в повышение благосостояния общества. Точно так же, как и в случае попыток измерения уровня благосостояния с помощью социальных индикаторов, основная проблема при определении показателя NEW состоит в том, что для позиций, прибавляемых или вычитаемых из величины валового внутреннего продукта, очень трудно найти общепризнанные значения и, соответственно, их сложно правильно оценить. Так, например, невозможно объединить и использовать для оценки уровня благосостояния экономики такие показатели, как частота разводов, количество совершенных преступлений, количество больниц на 1000 жителей и т.д.





"Страховое дело", том 1 "Основы страхования"
© Германский союз страховщиков (GDV) 2004



< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >










Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru