" ВВЕДЕНИЕ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. - Знай страхование! | ВВЕДЕНИЕ | Учебник по медицинскому страхованию скачать бесплатно полный текст - ДМС (добровольное медицинское страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), медицинское страхование за рубежом,страхование,страховка,страховая компания,страховых компаний,страховщик,ВВЕДЕНИЕ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А.,Знай страхование!,Знай страхование!
Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Статьи  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -

Поиск на сайте:

> Учебники > Медицинское страхование
..<- Страховое дело
..<- Страхование: Принципы и практика

 

ВВЕДЕНИЕ

30.03.16 Версия страницы для печати


В последние годы стал очевидным глубочайший кризис, охвативший советское здравоохранение. Свидетельством его явилось сокращение средней продолжительности жизни, рост дефицитности медицинских услуг, снижение качества медицинской помощи, забастовки медиков и т.д. Особенно жалкое существование влачит сельское здравоохранение. Конечно, причина кризиса не только и не столько в системе здравоохранения, сколько в самом социальном строе, долгое время господствовавшем в нашей стране. Здравоохранение не могло существовать в обществе и быть свободным от общества. Порочные общественные отношения до сих пор накладывают отпечаток на нашу жизнь, например, система назначения пенсий в России является одной из самых несправедливых и запутанных в мире.

Ограниченные финансовые возможности государства, вызванные общим замедлением темпов роста производства, при нарастании бюджетного дефицита сделали невозможным обеспечение необходимых расходов на здравоохранение только за счет общественных фондов потребления. Стал насущным переход к новой системе организации здравоохранения. Более того, назрела необходимость радикальных качественных изменений в рамках самой этой системы. Это вызвано острым кризисом традиционных и отсутствием новых источников развития отрасли. Существующая система здравоохранения в России нуждалась прежде всего в антимонопольных мерах, децентрализации и разгосударствлении (46). Все это заставило приступить к кардинальным преобразованиям в отрасли; в противном случае могла нарастать социальная напряженность (71). На основе мирового опыта была выбрана страховая медицина.

И все-таки нельзя полностью отрицать успехи здравоохранения в нашей стране. За счет чего же они были достигнуты? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно сопоставить соотношение доходов работников здравоохранения за рубежом и у нас. В развитых странах Запада темпы роста стоимости медицинских услуг всегда были выше инфляции; аналогично изменялась и заработная плата медиков. Напротив, в СССР темпы роста зарплаты медицинских работников всегда были ниже, чем инфляция. Это привело к тому, что медики стали одной из наименее оплачиваемых категорий работников. Если пересчитать зарплату врачей по отношению к средней заработной плате в стране (даже не учитывая соотношение рубля и доллара) и сравнить этот показатель с соответствующим показателем на Западе, то станет очевидным, что система здравоохранения в СССР всегда работала за счет эксплуатации врачей.

Новая бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения, вводимая в России, предполагает, что медицинское страхование будет осуществляться на трехсторонней основе через: 1) бюджетные ассигнования (федеральный и территориальные фонды обязательного МС);

2) целевые взносы в фонд МС (через медицинские страховые компании различного типа); 3) оплату медицинских услуг, минуя посредников (прямые договоры лечебно-профилактических учреждений с предприятиями, платные услуги населению и т.п.). Страховые компании - это именно те новые структуры, которые появляются на рынке медицинских услуг и становятся своеобразной, но очень важной финансовой надстройкой, выполняющей посреднические функции. Главное - воплотить в жизнь основной принцип страхования: "деньги идут за пациентом". Для пациента это означает, что страховая компания будет стараться выбрать для него лучшего врача и лучшее лечебное учреждение, для медиков - что они перестанут получать деньги "по потребностям": их придется зарабатывать (11,37,39).

Здравоохранение является сложнейшей сферой, призванной удовлетворять конкретные запросы населения. Поэтому при изложении материала вполне правомерно использовать такие термины, как "потребитель медицинских услуг" (больной), "поставщик медицинских услуг" (ЛПУ). В этой сфере предполагается совместная работа четырех главных структур:

предприятий и застрахованных (потребителей медицинских услуг), органов здравоохранения (ЛПУ), страховых компаний, муниципальных управлений, в чьем ведении будут находиться больничные кассы или целевые фонды(11, 39,98).

Медицинское страхование, во-первых, гарантирует и делает доступными высококачественные медицинские услуги, а во-вторых, помогает решению проблемы привлечения дополнительных финансовых ресурсов в сферу здравоохранения (58).

Главная цель введения МС - создать рыночную среду для работы учреждений здравоохранения, что в свою очередь позволит мобилизовать дополнительные денежные ресурсы со стороны предприятий и непосредственно населения путем дополнительного страхования. Будет создаваться рынок медицинских услуг, который сделает руководителей ЛПУ продавцами этих услуг. Мировой опыт показывает, что контроль за эффективностью использования средств в страховых системах выше, чем при бюджетной системе их распределения. В условиях рынка доходы работников здравоохранения будут зависеть от того, насколько удовлетворен клиент и обратится ли он по тому же адресу в следующий раз, когда ему понадобится медицинская помощь. В случае медицинского обслуживания значение имеет не только какое лечение получил пациент, но и как с ним обращались (11, 98).

У пациентов появляется гарант качества медицинской помощи страховая медицинская организация, эксперты-медики которой в идеале тщательно изучают выставленный поликлиникой или больницей счет, где подробно указаны затраты на все виды помощи, проверяют, нет ли приписок, правильное ли лечение применялось, какие выписывались медикаменты, назначались процедуры и т.д. Словом, контролируются не только суммы затрат, но и качество оказанной медицинской помощи. Отмахнуться от страховой компании даже самые закоренелые консерваторы сегодня не могут - это грозит расторжением выгодного для них контракта.

Основной является проблема отказа от остаточного принципа финансирования здравоохранения. Основополагающим принципом организации сферы здравоохранения в условиях рыночного хозяйства является многоукладность экономики здравоохранения и многообразие форм организации медицинского обслуживания населения. Существование альтернативных секторов в общенациональной системе здравоохранения служит основной гарантией свободы выбора места и условий работы для медицинских работников и свободы выбора врача для пациентов (58).

Естественно, переоценивать значение системы МС не следует. Как известно, анализ социально-гигиенических показателей свидетельствует о том, что на здоровье населения в целом в современных условиях оказывают влияние следующие факторы: образ жизни (52-55%), генотип человека (20-22%), окружающая среда (18-20%), здравоохранение (7-12%). В развитых странах мира увеличение на 10% затрат на здравоохранение приводит к улучшению показателей здоровья лишь на 1,8%. Следовательно, возможности медиков влиять на заболеваемость часто ограничены и ожидать немедленных результатов от введения МС не приходится. Оно сможет помочь в налаживании медицинского обслуживания, но его прямое влияние на здоровье населения не будет столь уж существенным. Правда, эта теория довольно горячо опровергается в США, где медицина эффективно

влияет на образ жизни людей и среду их обитания.

Скорее всего в переходный период система здравоохранения будет функционировать, как и прежде, однако появится стимул, новая мотивация к деятельности, будет формироваться прямая связь: чем лучше и быстрее лечишь, тем выше оплата твоего труда. Закон предусматривает две формы страхования населения - обязательное и добровольное. Обязательное страхование происходит автоматически, без видимого участия пациентов - за счет средств бюджета и отчислений от фонда заработной платы предприятий и учреждений. Иначе говоря, программа ОМС - это своего рода спасательный круг, который общество бросает здравоохранению и малообеспеченным слоям населения. Таким путем создается гарантированный оптимизированный минимум медицинской помощи. Многое в этом направлении в России уже сделано. Утвержден норматив отчислений - 3,6% от фонда заработной платы, созданы федеральный и региональные фонды ОМС.

Между тем, как показывают опросы, значительная часть населения России (около 60%) пребывает в шоке от того, что мы отказываемся от привычной системы медицинской помощи. Люди боятся, что теперь им придется за все платить. Однако это не совсем так. Платить, конечно, придется, но не так уж много, как кажется. Рядовой гражданин сможет бесплатно: 1) посещать врачей в своей районной поликлинике и лечиться там от инфекционных и обычных острых и хронических заболеваний, а 'также вызывать врача на дом; 2) обоснованно вызывать "скорую помощь" и пользоваться штатными медикаментами, которые имеются в ее распоряжении; 3) лечиться в стационаре во всех острых случаях (например, если в больницу пациента доставила "скорая", то он будет лечиться бесплатно); 4) лечиться в стационаре по направлению лечащего врача при обострении хронических заболеваний; 5) посещать женские консультации, рожать детей и делать аборты по медицинским показаниям; 6) лечить зубы по неотложной стоматологической помощи и неосложненные формы кариеса.

Гражданин России за некоторыми исключениями не сможет бесплатно:

1) пользоваться услугами зубопротезистов, психоаналитиков и психологов, косметологов, наркологов, гомеопатов, сексологов, других специалистов (если нет направления лечащего врача); 2) по собственному желанию (без направления) подвергаться диагностическим обследованиям; 3) проходить профилактическое обследование и лечение в стационарах. Некоторые оперативные вмешательства, такие, например, как кератотомия (искусственное оплодотворение), будут полностью платными.

В принципе обязательная программа, включающая гарантированный максимум медицинской помощи, в идеальных условиях позволяет населению ни о чем не беспокоиться, однако в данном случае все будет зависеть от непосредственных исполнителей закона - медиков. Кто, например, будет платить, если врач "скорой" сочтет вызов неоправданным? Удастся ли добиться от лечащего терапевта бесплатного направления на анализы, рентген, ультразвук, компьютерный томограф? Сегодня без взятки редко удается госпитализировать пожилого человека. Поэтому необходим четкий механизм защиты пациента.

Самой сложной представляется задача перестроить людей психологически. Но для того чтобы население начало вкладывать средства в охрану своего здоровья, а страна пошла по пути медицинского страхования, нужно: 1) суживать, а не расширять базовый список медицинских услуг, поскольку государство с каждым годом будет сокращать субсидии; 2) с помощью различных преимуществ заинтересовать людей в дополнительном страховании (например, передача полиса по наследству, обеспечение ритуальных услуг после смерти и т.д.). Предполагается, что создание нескольких конкурирующих между собой медицинских страховых компаний значительно ускорит внедрение лучших методов диагностики и лечения.

Однако надо отдавать себе отчет в том, что не весь положительный опыт зарубежного здравоохранения в равной мере может быть использован в нашей стране. Так, при существующем уровне развития здравоохранения в России рациональная его организация и использование концепции семейного врача, как нам представляется, не могут быть реализованы - страна просто к этому не готова. Нельзя забывать и о многолетних традициях обманывания и обворовывания государства, заложенных бывшей социальной системой и длительно пестовавшихся ею (11).

Между тем в нашей стране практически нет информации о механизмах деятельности системы МС, почти нет работ, где бы анализировался мировой опыт в этой области. Поэтому публикация данной книги в какой-то степени должна помочь ликвидировать создавшийся информационный вакуум.

И все же основная идея написания книги состояла в том, чтобы заставить врачей взглянуть на проблему МС глазами не медика, а страховщика (экономиста). Наши врачи слишком долго жили в условиях бесплатной медицины, чтобы быть готовыми начать считать деньги. А ведь это сейчас главное. Авторы убеждены (хотя это многим покажется и не бесспорным), что медицина в нашей стране должна пройти стадию испытания рынком и только после этого можно будет ставить вопрос о создании социальных гарантий. Пока же мы слишком бедны для этого. Люди не осознают, что здоровье - это основная ценность, и часто относятся к нему с большим пренебрежением. Они готовы тратить деньги на что угодно, только не на свое здоровье. Мы убеждены, что у нас должна быть создана система социальных гарантий, основанная именно на принципах страхования. Пора прекратить финансировать лентяев и безответственных людей за счет хорошо работающих и ответственно относящихся к своему здоровью. Богатство нации создается исключительно трудом ее членов. Уровень жизни можно повысить, во-первых, путем увеличения объема трудовой деятельности населения (рынок должен заставить граждан самих обеспечивать себя, а не уповать на государство), а во-вторых, путем экономии ресурсов (одним из которых является здоровье и медицина). Либерализм как система воззрений на общество предполагает наличие свободы выбора и полнейшей ответственности гражданина за себя, за свое здоровье, за семью и т.д. Будучи либералами по убеждению, мы считаем, что взгляд на проблему МС именно с этих позиций вполне оправдан и плодотворен.

Настоящая работа написана на основе личного опыта ее авторов в деле создания медицинских страховых организаций, изучения литературы и знакомства с работой МС в некоторых странах мира, однако авторы ни в коей мере не претендуют на полный охват материала и не ставят своей целью детально исследовать все аспекты МС - этой слишком сложной и многоукладной системы. Данная работа рассматривается авторами всего лишь как скромное пособие по различным аспектам страхования здоровья.

Книга рассчитана в меньшей степени на научных работников и в большей на практиков. Хочется надеяться, что содержащиеся в ней сведения окажутся полезными читателю, имеющему дело с МС. Анализ зарубежного опыта и сопоставление его с реалиями жизни в России показали, что возможны различные варианты решения многих из обозначенных в книге проблем. Думается, что опыт по преобразованию существующих структур мог бы быть в чем-то полезным для людей, сталкивающихся с проблемами медицинского страхования.

Высказанные авторами в настоящей книге положения часто отражают их личное и далеко не бесспорное мнение. Поэтому мы будем очень благодарны за любые критические замечания. Следует подчеркнуть, что сама по себе форма изложения является в известной мере компромиссом между огромной массой сведений и скромным объемом книги, между широчайшим разнообразием различных форм медицинского страхования и необходимостью хоть как-то их классифицировать.

Авторы выражают искреннюю благодарность А.В. Обухову, В.И. Кричагину, О.В. Кулигину, Р.К. Марченко, С.В. Шибаеву, А.Н. Новосельскому за ценные замечания и советы по переработке рукописи, за помощь в подборе литературы и издании книги.





"Медицинское страхование"
© А.А. Миронов, А.М. Таранов, А.А. Чейда, 1994
© Российская академия наук, 1994.




Оглавление | Следующая страница >










Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru