"
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
(Глава III. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ)В принципе, при оказании медицинской помощи избежать неравенства нельзя, да и не нужно, так как полное равенство еще более социально несправедливо. Поэтому, если одним страховщикам достается более выгодный контингент застрахованных, а другим менее выгодный, то несправедливость должна устраняться государством с помощью субсидий или законодательного требования перераспределения средств (как, например, "План Деккера" в Нидерландах). МСК, занимающиеся обязательным страхованием, часто получают дотации от государства или от местных органов власти. По существу, такие страховые компании являются убыточными в связи с тем, что стоимость медицинских услуг растет быстрее, чем доходы населения и инфляция, Политики же, для того чтобы заполучить голоса избирателей, стремятся выделить дотации или создать специальные социальные программы для уменьшения тягот населения от высокой стоимости медицинских услуг. Если доля малообеспеченных клиентов в страховых компаниях велика и бюджет страхового фонда оказывается дефицитным, используется два источника для покрытия дефицита: 1) государственные и муниципальные гранты и субсидии; 2) система перераспределения фондов между страховыми компаниями. В случае полного освобождения бедных от уплаты страховых взносов их страхование оплачивается специальной государственной программой. Грант - это целевая сумма средств, выделенная для решения какой-то конкретной задачи, обычно поискового характера. Субсидия - безвозвратное пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое государством за счет средств бюджета или специальных фондов юридическим или физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. В области МС можно выделить следующие виды субсидий: 1) субсидии страховым фондам, помогающие обеспечить их финансовую устойчивость при страховании невыгодных контингентов; 2) субсидии для ЛПУ на капитальное строительство, переоснащение и текущие расходы; 3) субсидии на страхование обнищавших граждан, утративших способность делать взносы. Субсидии выплачиваются гражданам или напрямую страховым компаниям. Их получают лишь неприбыльные организации. Политика правительственных субсидий принимает различные формы. Во Франции, Нидерландах и США (программа "Медикер") субсидии предоставляются страховым компаниям для покрытия разницы между платежами за счет взносов и реальными ценами на медицинские услуги для бедных и безработных. В Бельгии правительство субсидирует бесприбыльные компании. В Швейцарии вместо обычных страховых налогов на предпринимателей национальное правительство предоставляет всем больничным фондам прямые гранты на застрахованных в зависимости от пола и возраста. Примером субсидирования капитального строительства больниц может служить ФРГ, текущих больничных расходов - Бельгия и Швейцария. Дания покрывает расходы на здравоохранение за счет центрального бюджета более чем на 50%, остальные государства из этого источника покрывают около 1/3 всех расходов на здравоохранение (25,72, 84). Наиболее широко распространена практика доплат из бюджета и внебюджетных фондов тем страховым фондам, в которых велика доля пенсионеров. Эти доплаты могут быть персональными (взнос за каждого застрахованного пенсионера) и суммарными (субсидии фонду в размере, пропорциональном общему числу застрахованных пенсионеров, или в размере, необходимом для покрытия дефицита бюджета). Возможны и другие способы определения размера субсидий. Субсидирование больничным фондам может осуществляться в виде трансфертов (переноса, перераспределения целевых выплат) для оплаты счетов тех клиентов, которые не могут платить взносы. Благотворительность исходит от провинциальных правительств и муниципалитетов. В Швейцарии, например, субсидии больше выделяются больничным фондам, чем пенсионным, а в ФРГ - наоборот. Во Франции страховые фонды обеспечивают лишь текущие расходы, а бюджетные средства идут на новое строительство. Без субсидий система страхования здоровья обычно испытывает дефицит средств, не может гарантировать широким слоям населения достаточную медицинскую помощь. В Швейцарии, кроме того, субсидии предоставляются конкретным лицам, чтобы те имели возможность уплатить страховой взнос в выбранную ими страховую компанию. До 80% расходов на здравоохранение в Америке приходится на группы старших возрастов - по сути дела население Америки страхуется частными компаниями как популяция, из которой изъяты группы наиболее высокого риска: бедные и старики, - а это около 30% жителей страны (23, 25, 84). Кроме финансовой поддержки страховых компаний посредством субсидий со стороны правительства, оно может настоять, чтобы компании перераспределяли фонды между собой с учетом реальной потребности. Многие страны пользуются перераспределениями фондов в борьбе с финансовым дефицитом. Страховые выплаты за отдельные группы населения (пенсионеров, бедняков и т.д.) осуществляются социальными фондами и программами, которые финансируются главным образом из бюджетных средств, что жестко регулируется государством. Государственное регулирование МС не только выполняет фискальные функции. Ему свойственны определенные положительные моменты. Так, создание госбюждетной программы помощи бедным и старикам позволяет существенно расширить налогооблагаемую базу для МС. Поэтому финансовая нагрузка по обеспечению страхования здоровья распределяется между группами отраслей (трудоемкой и капиталоемкой) равномернее. С другой стороны, увеличивается число потребителей медицинских услуг, формируются новые рынки их сбыта, что ведет к росту прибылей МСО.
"Медицинское страхование"
Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"
Поиск страховой информации
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|