"
|
|
||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
(Глава III. ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ)В связи с тем что в развитых капиталистических странах расходы на здравоохранение растут гораздо быстрее, чем общий уровень цен и доходов, государственные структуры и частные предприниматели вынуждены искать пути достижения равновесия между постоянно увеличивающимися ценами и находящимися в их распоряжении ограниченными ресурсами, а также использовать новые методы управления. Существует несколько таких возможных путей: 1) расходы могут быть ограничены только медицинскими целями; 2) могут быть перераспределены обязанности между стационарным и амбулаторным звеньями; 3) возможна рационализация управления стационарным медицинским обслуживанием; 4) может расширяться использование системы доплат за медицинские услуги; 5) могут увеличиваться страховые взносы пациентов в связи с развитием у людей чувства ответственности; 6) может уменьшаться уровень выплат; 7) все большее развитие может получить профилактическая медицина, и т.д. Одновременно все эти меры должны также увеличить осведомленность страхуемых относительно финансовых последствий роста расходов на здравоохранение. Используются различные способы регуляции потребления медицинских услуг. К ним можно отнести: 1) гарантированную форму оплаты счетов; 2) прямую оплату счетов с передачей контролирующих функций пациенту или семейному врачу; 3) систему участия в издержках. При гарантированной форме оплаты пациент, получив от врача счет за оказанные услуги, сам оплачивает его полностью из личных средств, а затем представляет счет в свою страховую компанию для возмещения издержек. Страховая компания возмещает издержки клиентов на оплату врачей не автоматически, а после анализа счетов. Из выплачиваемой компенсации могут исключаться услуги, не входящие в программу обязательного страхования, а также суммы, превышающие утвержденные тарифы на стандартизованные услуги. В связи с этим у пациентов возникают заботы, связанные с получением обещанной страховым полисом бесплатной медицинской помощи. Расчеты на приеме у врача, обращение к страховой фирме, беседа со страховым агентом, необходимость заблаговременного анализа объема получаемой помощи и ее стоимости - все это служит психологическим препятствием для чрезмерно частого обращения к врачу без существенных на то оснований. При прямой форме оплаты МСК оплачивает услуги непосредственно врачу или ЛПУ (предоплата, авансирование, депозитные суммы и др.). Врач не выдает счет на руки пациенту, а отсылает его в страховую компанию. В этом случае пациент длительное время не видит страхового счета и в известной мере отстранен от подсчетов страховых компенсаций. Это повышает вероятность недобросовестных действий врачей, выставления фиктивных счетов, приписывания невыполнявшихся процедур и т.п. Масштабы приписок могут быть так велики, что бельгийскому правительству, например, в 1986 г. пришлось полностью пересмотреть систему прямой оплаты счетов. Борьба с приписками при прямом способе оплаты счетов ведется путем передачи контролирующих функций пациенту (контроль пациентов) или семейному врачу. В ФРГ, например, пациент должен ознакомиться с выписываемым ему счетом на приеме у врача и подписать его. Только подписанные счета оплачиваются страховой компанией. При контроле семейных врачей страховые компании оплачивают счета, поступающие от врачей-специалистов за их консультации, только если врач общей практики, к которому прикреплен пациент по своему выбору, подтверждает (санкционирует) полезность этой консультации или обследования. Это приводит к снижению числа консультаций специалистов в 2-4 раза по сравнению со странами, где такое визирование не введено. С помощью системы участия в издержках достигается участие пациентов в финансировании медицинской помощи. Другими словами, на Западе кроме фондов социального страхования используются также непосредственные доплаты пациентами денежных средств за медицинское обслуживание. В среднем пациент оплачивает 20% стоимости лабораторных анализов, 25% гонорара врача, 20% стоимости больничного обслуживания (44). Даже в странах с развитыми системами соцстраха пациенты сами оплачивают от 12% (в Великобритании) до 28% (во Франции) общей стоимости медицинской помощи. Принцип бесплатности уже нигде не абсолютизируется. Тем самым повышается финансовое участие самих застрахованных в формировании страховых фондов. При этом доплаты дифференцируются по видам заболеваний, видам медицинской помощи, уровню доходов пациентов, состоянию их здоровья. Введение доплат служит делу поощрения лучших медиков, созданию у населения стимулов к более здоровому образу жизни, самоограничению в потреблении медицинской помощи. Следует, однако, осознавать, что из-за недоступности первичной медицинской помощи, как правило, увеличивается частота и длительность госпитализации, а отсюда и растут затраты. Итак, в большинстве стран действует принцип участия в издержках: определенная часть помощи в момент ее получения оплачивается самими застрахованными. С помощью системы участия клиентов в издержках решается сразу несколько задач: уменьшается избыточное использование медицинских услуг; облегчается доступ клиентов страховых компаний общего режима к услугам повышенной сервисности; уменьшаются финансовые проблемы страховых компаний, занимающихся страхованием пенсионеров и бедных. Участие в издержках выгодно для обеих сторон - как для страховщика, так и для клиента, который соглашается на небольшую по стоимости страховку и на прямую оплату недорогих и банальных услуг врача. Одновременно у него появляется гарантия оплат страховой компании дорогих и серьезных медицинских услуг. Тем самым МСК приобретает дополнительную группу клиентов, решается проблема ограничения избыточного и необоснованного потребления медицинской помощи в случаях, когда она воспринимается пациентом как бесплатная. Даже в скандинавских странах (в Финляндии, Норвегии и Швеции) расходы на МС в значительной части несут сами трудящиеся. Широко используется местный уровень финансирования. Часть издержек на оплату страховых медицинских услуг для своих работников берут на себя предприниматели, что приводит к увеличению себестоимости продукции прежде всего в трудоемких сферах производства. При повторении контрактов работодатели, как правило, стремятся уменьшить размер страховых взносов. Чтобы снизить выплаты по страховым обязательствам и эффективнее контролировать цены на медицинские услуги, многие предприниматели отказались от услуг страховых компаний и перешли на формы самофинансирования, заключая соглашения с общественными организациями поддержания здоровья или ассоциациями, предоставляющими услуги. Из-за постоянного роста стоимости медицинской помощи все чаще национальные системы страхования здоровья на случай болезни или травмы не предусматривают в своих тарифах социальную помощь, и ряд контингентов (престарелые, инвалиды и др.) не имеют права пользоваться дополнительными видами услуг со стороны учреждений социальной помощи, а должны платить за это особый взнос.
"Медицинское страхование"
Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"
Поиск страховой информации
|
|||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||
|