" 5. Принципы лекарственного обеспечения при медицинском страховании. Глава VII. РАБОТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А. - Знай страхование! | 5. Принципы лекарственного обеспечения при медицинском страховании | Учебник по медицинскому страхованию скачать бесплатно полный текст - ДМС (добровольное медицинское страхование), ОМС (обязательное медицинское страхование), медицинское страхование за рубежом,страхование,страховка,страховая компания,страховых компаний,страховщик,5. Принципы лекарственного обеспечения при медицинском страховании. Глава VII. РАБОТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. "Медицинское страхование." Миронов А.А., Таранов А.М., Чейда А.А.,Знай страхование!,Знай страхование!
Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Статьи  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -

Поиск на сайте:

> Учебники > Медицинское страхование
..<- Страховое дело
..<- Страхование: Принципы и практика

 

5. Принципы лекарственного обеспечения при медицинском страховании

30.03.16 Версия страницы для печати

(Глава VII. РАБОТА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ)


Одним из важнейших составляющих медицинского обслуживания являются лекарственные средства, которые имеют определенную цену, нередко составляющую весомую часть стоимости лечения. В последние годы лекарства становятся все сложнее и дороже. Появляется все больше пожизненно потребляемых лекарств, что требует значительных затрат. Целая серия лекарств отдаляет потерю трудоспособности по мере старения, что дает обществу высокий экономический эффект. Следовательно, по мере развития медицинской науки значение лекарственной помощи постоянно возрастает. Крупные больницы нанимают в свой штат фармацевтов. В США широкое распространение получили автоматизированные системы лекарственного лечения, внедряемые непосредственно в медицинских учреждениях, в частности в стационарах. Созданы единые банки данных о свойствах лекарственных препаратов.

На эту сферу медицинской помощи также распространяются принципы страхования. Страхование лекарственной помощи бывает обязательным и дополнительным. Во многих странах не существует страховой лекарственной помощи. Это обусловлено, в частности, тем, что нет четкой дифференциации между так называемыми бытовыми медикаментами, которые можно купить в любой лавочке, и собственно фармакопейными препаратами, имеющимися только в аптеках. Большую часть готовых лекарственных форм фармацевт просто продает по рецепту, который выписан пациенту врачом на бланке.

По данным ВОЗ, 95% медицинских проблем могут быть разрешены с помощью 210 химических веществ, так как для большей половины населения остальные средства оказываются недоступными.

Фармацевты также объединяются в ассоциации и отстаивают свои интересы при переговорах. Формы организации лекарственной помощи могут быть разные. Одной из самых перспективных и эффективных является система семейного фармацевта, в наиболее отчетливой форме существующая в Нидерландах, где каждый фармацевт имеет список застрахованных, которые заказывают ему все выписанные лекарства.

В развитых странах лекарственная помощь - это, как правило, бесплатное или льготное предоставление пациенту назначенных врачом лечебных, диагностических или профилактических лекарственных средств. Все это обозначается термином "фармацевтическая помощь". Стоимость медикаментозного лечения в стационаре включается в счет за больничные услуги и оплачивается из тех же источников, что и стационарная помощь. Расходы амбулаторных пациентов на лекарства обычно не входят в стоимость посещения врача. В ряде стран лекарственная помощь включена в программы ОМС.

У застрахованного в зависимости от категории полиса может быть специальная карточка страховой лекарственной помощи. Она дает право на бесплатное выписывание лекарств (определенной группы) или обеспечивает скидку с цены на лекарство. Карточку страховой лекарственной помощи застрахованный должен носить с собой. Частный или участковый врач может бесплатно выдавать некоторые фармакологические препараты, в чем заинтересованы фармакологические фирмы.

Способы снижения цен на лекарства. Стоимость отпускаемого лекарства включает цену фармацевтической фирмы и надбавку для фармацевта (расходы + прибыль). Эта надбавка согласовывается во время переговоров между страховыми организациями и ассоциациями. Повлиять же на цену лекарств, выставляемую фармацевтической фирмой, практически невозможно. Задача регулирования цен на медикаменты разрешима лишь в отдельных случаях. Это возможно только в части "фармацевтической " надбавки, величина которой определяется в ходе переговоров между ассоциациями страховых компаний и фармацевтов.

Уровень регулирования цен на лекарства неодинаков в разных странах. Можно выделить следующие формы регулирования цен на лекарства:

1) государственный контроль за ценами; 2) государственные закупки лекарств; 3) система рекомендуемых цен; 4) создание посреднических фирм.

1. В ряде стран осуществляется жесткий контроль за продажными ценами на лекарства в интересах общественного страхования здоровья. Так, в Бельгии удается сохранить контроль за ценами на многие медикаменты, несмотря на протест Европейской ассоциации фармацевтической промышленности. За ценами на лекарства наблюдает специальное правительственное агентство в системе министерства экономики. В системе регулируемого законами медицинского страхования больничные фонды не оплачивают счета на лекарства сверх официально установленных цен. В США и ФРГ контроля над ценами на медикаменты нет.

2. Цены на лекарства могут регулироваться путем государственных закупок медикаментов для использования их населением. Осуществляя крупные закупки, государство может оказывать жесткое давление на изготовителей при определении цены.

3. Система рекомендуемых цен действует следующим образом. Страховые компании, например в ФРГ, выбирают наиболее дешевый из всех сходных по действию препарат и определяют его цену как рекомендуемую. Именно ее оплатит фармацевту страховая компания. Если пациент возьмет более дорогое лекарство из этой группы, то разницу между его настоящей ценой и рекомендуемой он оплатит сам. Чтобы привлечь клиентов, коммерческие страховые компании предлагают оплату лекарств сверх рекомендуемых цен.

4. При создании посреднических фирм последние заключают соглашения с фармацевтами и продают пакет этих соглашений максимально большому числу страховых компаний. Приобретая эти пакеты, страховые компании берут на себя обязательства об оплате фармацевтов из расчета: оптовая цена + твердая надбавка. Тем самым регулируется степень "накручивания" цены в посреднических структурах. В свою очередь посреднические фирмы передают страховой компании кредитные пластиковые карты, которые компания распространяет среди своих клиентов. Застрахованный идет в аптеку с рецептом и этой картой. В карте закодировано, куда фармацевт будет высылать счет за лекарства, купленные клиентом. Оплату счета производит фирма-посредник, которая затем снимает эти деньги со счета страховой компании. Все это производится с помощью систем телекоммуникационной связи. Фирма Pharmaceutical Card System, например, заключила соглашения более чем с 90% всех аптек США. Тем самым создается система "сотрудничающих" со страховыми компаниями групп фармацевтов, которые за льготы в оплате со стороны страховых компаний стараются отвлечь застрахованного от покупки некоторых особо дорогих лекарств. Такая политика часто подпадает под антимонопольное законодательство.

Меры по регулированию потребления лекарств. Задача ограничения сверхпотребления медикаментов решается различными способами. Наиболее эффективными мерами регулирования потребления лекарств являются: долевое участие (доплата, франшиза) пациентов в оплате лекарств; ограничительные списки; моды на лекарства.

1. Долевое участие может осуществляться в форме оплаты определенной суммы за каждый выписанный рецепт (Великобритания, Нидерланды), за каждое купленное лекарство, независимо от его цены (ФРГ), в форме соучастия в страховании - дополнительные выплаты фиксированного процента, идущего на оплату лекарств к общей стоимости страховки (Бельгия, Дания, Италия). В ряде стран страховые компании платят врачу за выписку рецепта отдельно (ФРГ). Все процедуры, в том числе выписка рецепта, перечисляются в квартальном счете, который врач выставляет компании за больного. Если больной нуждается в повторной выписке рецепта, то это учитывается. Оплата за выписку рецепта входит в гонорар за визит к врачу или за визит на дом (Франция). Услуги врачей общей практики оплачиваются в системе регулируемого страхования по "подушной" системе без индивидуальных гонораров за выписку рецептов (Нидерланды). Однако, если врач сам изготовляет и выдает лекарства, то страховые компании оплачивают ему эту работу. В компаниях "Голубой крест" и "Голубой щит" (США) величина доплат определяется в полисе и влияет на его стоимость. Чем выше доля платежей клиента, тем ниже стоимость полиса. За лекарства общей группы доплата ниже (2-3 долл.), чем за несерийные лекарства (5 долл.), что стимулирует покупку более дешевых, общепринятых лекарств.

В большинстве государств прослеживается стремление освободить от долевого участия в оплате лекарств малоимущих. В Бельгии от участия в оплате лекарств освобождены все лица, получающие социальное пособие. В Великобритании и Австрии долевое участие пациента исключается или сокращается при использовании лекарств, выписанных для лечения тяжелейших заболеваний. Во Франции от долевого участия в оплате за лекарства освобождены шахтеры. Ряд стран, например Швеция, идет по пути компенсации стоимости только дорогих лекарств.

2. Во многих странах имеются "ограничительные" списки обычно дорогостоящих и имеющих дешевые аналоги лекарств, которые не оплачиваются страховыми компаниями в случае их выписки. Сюда же включены медикаменты, применяемые для самолечения. Ограничительные списки относятся обычно к амбулаторной помощи. Больницы могут применять любые лекарства на основании клинических (наиболее эффективные лекарства) и экономических (более дешевые препараты) мотивов. Крупные больницы часто имеют собственные списки.

Нередко создаются несколько списков лекарств, оплачивающихся по-разному. К примеру, в Дании лекарства списка N1 требуют доплаты в размере 25%, медикаменты из списка N2 - 50%. Полностью бесплатными для пациента лекарства являются только при оказании неотложной помощи. В других Скандинавских странах (Финляндии, Норвегии, Швеции) имеются небольшие списки полностью оплачиваемых пациенту лекарств, стоимость большей же части медикаментов компенсируется за счет страховых фондов лишь частично.

Часто утверждается (Финляндия) официальный перечень хронических болезней (47 диагнозов) - пациенты имеют строго оговоренные права на получение бесплатных и частично оплачиваемых медикаментов. В 1985 г. лекарства до 15 марок были бесплатными, а на лекарства стоимостью свыше 15 марок клиент получал скидку в 50%. Если по договору МС клиент имеет льготы по оплате лекарств, то список бесплатных лекарств для него расширяется. Для длительного лечения сроком до 3 месяцев и более предусматриваются специальные льготы, вплоть до бесплатного отпуска лекарства. Льготы предоставляются малоимущим. Новые лекарства перед тем, как они включаются в список, тщательно проверяются государственной экспертизой на предмет эффективности и полезности. Некоторые страны используют обе формы регулирования (Норвегия).

3. Страховые компании пытаются влиять на структуру потребления лекарств, воздействуя на врачей и пациентов различного рода "модами" на так называемые бранд-лекарства - чрезмерно разрекламированные бестселлеры фармацевтического рынка (например, когда государством интенсивно рекламируется дешевый, но эффективный препарат).

Как видим, с развитием медицинской науки проблемы страхования лекарственной помощи становятся все более сложными. В различных странах подходы к их решению могут быть разными, но, как правило, при этом всегда учитывается психология клиента как покупателя, настроенного на то, чтобы получить как можно больше бесплатных услуг.





"Медицинское страхование"
© А.А. Миронов, А.М. Таранов, А.А. Чейда, 1994
© Российская академия наук, 1994.




< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >










Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru