Источник: Знай страхование - Znay.ru -> ОСАГО
URL: http://www.znay.ru/osago/osago_new.shtml
Дата: 30.03.16
После трех лет обсуждений и согласований в первых числах июля 2014 года Госудума приняла во втором и окончательном третьем чтении поправки в Закон об ОСАГО и ряд других нормативных актов. 22 июля 2014 Закон был официально опуликован. Большинство изменений в Закон об ОСАГО вступят в силу уже с 1 сентября 2014 года.
Специально для наших читателей мы уже подготовили
Закон об ОСАГО с изменениями в режиме правки (файл PDF).
Последовательность вступления в силу ключевых поправок в Закон об ОСАГО и другие нормативные акты:
Комплекс поправок в части выплат за вред жизни и здоровью:
Комплекс поправок по введению электронного полиса ОСАГО.
До 2 августа 2014 года законодательство предусматривало два варианта обращения потерпевшего за возмещением:
1. Обращение в страховую компанию виновника ДТП - для этого страхователь должен узнать в какой компании застрахован виновник и где находится ближайший центр урегулирования указанной компании.
2. Обращение в собственную страховую компанию по прямому возмещению убытков (ПВУ) - ПВУ действует, только если в ДТП участвовали только два ТС и никому не причинен вред жизни и здоровью.
Такой дуализм порой приводил к злоупотреблениям со стороны страховых компаний, которые под разными предлогами старались перенаправить потерпевшего в другую страховую компанию или всячески затруднить ему подачу документов на выплату.
Со стороны водителей также периодически возникали различные злоупотребления - например, попытки подачи заявлений на выплату сразу в две страховые компании и т.п.
Чтобы пресечь все эти нарушения и создать стройную систему урегулирования убытков по ОСАГО было введено безальтернативное ПВУ, т.е. потерпевший имеет право обратиться за выплатой только в свою страховую компанию (которую он сам выбрал при покупке полиса), а страховая компания не будет иметь возможности отказать ему в рассмотрении его убытка.
Текст принятой поправки в Закон об ОСАГО:
Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
1. Потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:
а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только транспортным средствам, указанным в подпункте "б" настоящего пункта;
б) дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(новая редакция статьи применяется к договорам, срок действия которых не истек на 10-й день после официального опубликования Закона)
Что изменилось:
Подробнее о "безальтернативном прямом возмещении убытков" (Схема применения)
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Безальтернативное прямое возмещение убытков - самая ожидаемая страховщиками поправка в Закон об ОСАГО. Это пустяковое изменение позволит очень серьезно изменить подход к ОСАГО как самих страховщиков, так и страхователей, которым будет прямой смысл выбирать страховщика ОСАГО не по доступности продавца, а по доступности и качеству урегулирования убытков.
Актуальность идеи безальтернативного прямого возмещения убытков:
Вероятность внедрения - 100%
Срок внедрения - 2 августа 2014 года.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ)"
Наиболее ожидаемой поправкой в Закон об ОСАГО является повышение страховых сумм (лимитов выплат по каждому страховому случаю/потерпевшему). В настоящий момент установленные лимиты выплат по ОСАГО в России - самые маленькие среди всех европейских стран, даже в Беларуси и Украине лимиты выше.
Сейчас по Закону установлены следующие лимиты выплат:
Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, не более 160 тысяч рублей;
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей;
в) в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего, не более 120 тысяч рублей.
Всем понятно, что этих страховых сумм не хватает для полной выплаты довольно часто. Чтобы защитить себя от нехватки страховой суммы по ОСАГО многие автомобилисты покупают в дополнение к ОСАГО полисы Добровольного страхования гражданской ответственности (ДАГО). По договорам ДАГО страховая сумма увеличивается до 500 тыс. руб., 1 миллиона руб. или более…
Утверждено следующее повышение страховым сумм по ОСАГО:
а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
(абзац вступает в силу с 1 апреля 2015 года)
б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.
(абзац вступает в силу с 1 октября 2014 года)
Таким образом, лимиты выплат увеличатся:
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Повышение страховых сумм по ОСАГО - давно назревший и ожидаемый шаг по совершенствованию ОСАГО. Единственной проблемой его внедрения является необходимость повышения тарифов по ОСАГО.
Актуальность повышения страховых сумм по ОСАГО:
Сроки внедрения:
с 1 октября 2014 года повышение страховых сумм по вреду имуществу
с 1 апреля 2015 года повышение страховых сумм по вреду жизни и здоровью.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Повышение страховых сумм по ОСАГО"
08.09.2014
02.10.2014
Сегодня активному применению водителями Европротокола в России мешает целый ряд ограничений, предусмотренных Законом об ОСАГО. Для сокращения количества вызовов сотрудников ГАИ на место ДТП, сокращению сроков оформления ДТП и, как следствие, уменьшению количества пробок в городах, предлагается снять часть этих ограничений.
В первую очередь, предлагается повысить лимит выплаты в случае оформления Европротокола с 25000 руб. до 50000 руб (Проект поправок в Закон об ОСАГО).
Также предлагается в ряде регионов России с наиболее напряженной транспортной обстановкой внедрить в рамках эксперимента программу "Уберите машину с дороги". Для ее реализации предлагается полностью убрать ограничение по размеру выплаты по ОСАГО при оформлении Европротокола.
Эксперимент по "безлимитному" Европротоколу планируется провести в следующих регионах России:
Для стимулирования оформления Европротокола предполагается, что ГАИ перестанет в указанных регионах выезжать на место ДТП, если в результате аварии нет пострадавших - не причинен вред жизни или здоровью. Это фактически заставит водителей в подавляющем большинстве случаев оформлять Европротокол самостоятельно или разбираться между собой прямо на месте ДТП.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Реализация безлимитного Европротокола возможна только в комплексе с другими изменениями в технологии применения Европротокола:
Актуальность повышения лимитов выплат при Европротоколе:
Вероятность внедрения в ближайшие годы - 100%
Предполагаемые сроки внедрения - 2014 год.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Повышение лимитов выплат при Европротоколе"
Комментарии:
Страховщики в целом поддерживают данную инициативу, однако, отмечает несколько проблемных вопросов
1. Предполагается, что безлимитный Европротокол будет применяться в том числе при наличии разногласий у участников ДТП относительно обстоятельств ДТП.
При наличии разногласий страховщик не сможет определить лицо, ответственное за причинение вреда. Пример: оба водителя, двигавшиеся с перпендикулярных направлений, утверждают, что двигались на зеленый сигнал светофора.
2. Предполагается, что безлимитный Европротокол будет применяться в том числе если в ДТП участвовало более 2-х транспортных средств.
Данный тип ДТП является крайне сложным для разбирательства, поскольку зачастую типовые схемы ДТП не позволяют определить лицо, ответственное за причиненный ущерб.
Дополнительны предложения страховых компаний:
Указанные предложения (в части обязательного использования ГЛОНАСС), если они будут приняты, крайне ограничат область применения Европротокола в России.
Судебная практика сейчас: ЗЗПП распространяется на ОСАГО в полном объеме, что позволяет при взыскании страховой выплаты через суд взыскать дополнительные средства со страховой компании.
Негативные последствия (для страховых компаний): взыскание со страховщиков штрафов, неустойки и морального вреда по ЗЗПП. Появилась целая новая отрасль - "автоюристы", которые зарабатывают себе на жизнь путем выкупа у потерпевших права требования к страховой компании по ОСАГО.
Предлагается (инициатива страховщиков) установить в Законе точечное распространение ЗЗПП на ОСАГО, а именно:
Последствия для потерпевших: никаких, так как штрафы и пени как правило взыскиваются в пользу автоюристов, которые предварительно выкупают у потерпевших права требования;
Плюсы для страховщиков: существенное снижение расходов, связанных с судебными разбирательствами.
Вероятность внедрения - 50%
Предполагаемые сроки внедрения - 2014-2015 годы.
2014-й год под проходит под информацию о регулярных нарушениях со стороны некоторых страховых компаний при продаже полисов ОСАГО:
Вместо борьбы с причиной таких нарушений - изменение тарифной политики по ОСАГО в убыточных регионах - законодатель ввел штрафы за подобные нарушения по отношению к должностным лицам страховых компаний.
См. подробно О проблемах нарушений при покупке/продаже полисов ОСАГО, методах борьбы с нарушениями и новых штрафах…
Предлагается полностью отказаться от бумажного варианта полиса ОСАГО и перейти на электронный полис.
Заключение договора ОСАГО в электронном виде будет подтверждаться фактом занесения в Единую Базу Данных (ЕБД) всей информации о договоре.
Еще одним вариантом электронного полиса может быть чип-карточка, на которой будет размещаться информация о договоре ОСАГО.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Идея вполне реалистичная и весьма своевременная, учитывая развитие средств связи и компьютерной техники в России, с одной стороны, и большие проблемы у страховых компаний при работе со страховыми посредниками, с другой стороны.
При хорошей продуманной реализации электронный полис может стать важным фактором сокращения (или удержания) цены полиса ОСАГО.
Законодателям при разработке этой идеи надо обязательно помнить, что Россия не ограничивается МКАД - еще далеко не все россияне имеют компьютеры и доступ в интернет.
Проверка электронных полисов ОСАГО
В части введения электронного плиса ОСАГО очень интересен опыт самой передовой в этом плане страны (без шуток!) - Эстонии.
Одним из основных аргументов против электронного полиса ОСАГО являются проблемы с удаленным контролем его действительности при проверках сотрудниками ГИБДД и при самостоятельном оформлении ДТП (при Европротоколе).
В Эстонии ни сотрудники полиции, ни участники ДТП не проверяют действие полисов ОСАГО - эта проблемы решена на более высоком уровне:
Созданы единые базы данных (БД) полиции (куда в он-лайн режиме заносятся все данные о регистрации автомобилей) и эстонского РСА (куда в течение дня должна быть занесена информация обо всех проданных и расторгнутых договорах ОСАГО).
Ежедневно происходит сверка данных между указанными БД. По всем выявленным в результате сверки случаям отсутствия полисов ОСАГО у зарегистрированных автомобилей применяются штрафные санкции:
Владелец авто сразу получает квитанцию об уплате штрафа за отсутствие у него полиса ОСАГО. Владелец автомобиля имеет право оспорить данный штраф, если полис был приобретен, но по каким-то причинам не попал в ЕБД РСА.
Если причиной отсутствия информации о полисе ОСАГО является несвоевременное внесение этой информацией страховой компанией, то штраф (увеличенный) платит уже сама страховая компания за каждый полис, сроки внесения информации по которому нарушены.
Такой подход позволяет избежать необходимости создавать дорогостоящую систему удаленной проверки наличия и/или действительности полисов ОСАГО.
С 1 июля 2015 года в силу вступят нормы Закона об ОСАГО, регулирующие порядок оформления полиса ОСАГО в электронном виде:
7.2. Договор обязательного страхования может быть составлен в виде электронного документа с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Создание и направление страхователем страховщику заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа осуществляются с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". При этом указанный официальный сайт страховщика может использоваться в качестве информационной системы, обеспечивающей обмен информацией в электронной форме между страхователем, страховщиком, являющимся оператором этой информационной системы, и профессиональным объединением страховщиков, являющимся оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Перечень сведений, предоставляемых страхователем с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при создании заявления о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, определяется правилами обязательного страхования.
Доступ к официальному сайту страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для совершения действий, предусмотренных настоящим пунктом, может осуществляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
Договор страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если сведения, предоставленные страхователем, не соответствуют сведениям, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью. Для целей заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа сообщение страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования страхового номера своего индивидуального лицевого счета приравнивается к заявлению, подписанному простой электронной подписью страхователя.
После оплаты страхователем страховой премии по договору обязательного страхования страховщик направляет страхователю страховой полис, созданный с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ "Об электронной подписи". Одновременно с направлением страхователю страхового полиса в виде электронного документа страховщик вносит сведения о заключении договора обязательного страхования в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона.
(пункт вступает в силу с 1 июля 2015 года)
Актуальность идеи электронного полиса ОСАГО:
Вероятность внедрения - 90%
Сроки внедрения - с 1 июля 2015 года.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Электронный полис по ОСАГО"
Комментарии:
05.12.2014
Быстрее ввести электронную продажу осаго, а не с июля 2015.
Ввести единые тарифы, в зависимости от марки авто и др характиристик ГОД/ВЫП,Л/С И ТД И ТП.
У ВСЕХ найдутся родственники которые помогут страхователям, которые не умеют или не имеют совремнных услуг связи, застраховать свое авто. А получить в письменном или электронном виде поможет почта России. Просто оформлять ОСАГО и др придется заблаговременно с у четом доставки данной услуги, до окончания предыдущего случая страховки. Оплату, почта или его заменяющая структура, взимает в момент получения документа.
Оплата тоже должна быть фиксированной, а то доставщик может цены накрутить. Ну и штрафные санкции к нарушителям должны быть чувствительные, на структуру и лично руководителя этих структур. Делать из этого проблему не стоит. Просто сделать продуманно и по человечьи, а не как всегда. Поверните законы в пользу своих граждан. Ответственность за это - на государстве и руководителях нашего государства.
Комментарии:
03.04.2015
Все очень красиво (электронный полис - это прогресс развития страхового рынка)... НО, есть трудности, с которыми столкнуться как Страхователи, так и сами страховщики. Во первых, я могу сказать самую главную проблему - многие не могут найти кнопку даже ВКЛ. ВЫКЛ. для включения компьютера (к ним я отношу категорию граждан от 50 лет), не говоря уже о дальнейшей деятельности при заключении договора об ОСАГО. Теперь о страховщике - теряют работу агенты, брокеры. ОСАГО для них это 45% заработка, соответственно, Страховщик может потерять сотрудников, а значит несет ущерб в доходах и по другим видам страхования.
С 1 сентября 2014 года должно быть прекращено страхование прицепов по ОСАГО. Теперь вместо оформления отдельного полиса на каждый прицеп будет необходимо делать специальные отметки в полисе ОСАГО тягача. Если предполагается, что машина будет буксировать прицеп, то при ее страховании по ОСАГО нужно эту информацию указать в заявлении на страхование, сделать специальную отметку в полисе (возможно, потребуется изменить форму полиса), и заплатить повышенную страховую премию (предстоит ввести в тарифы по ОСАГО специальный повышающий коэффициент).
Следует отметить, что предыдущая версия Закона об ОСАГО уже не предусматривала страхование принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям - на такие прицепы полисы ОСАГО оформлять не нужно. При этом в других странах Европы на прицепы к легковым автомобилям необходимо покупать местный полис ОСАГО или иметь международный полис "Зеленая карта". Так что, если вы собираетесь выехать за рубеж со своим прицепом, то вам придется купить два полиса "Зеленая карта" - на машину и на прицеп.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности владельцев прицепов к транспортным средствам, за исключением принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям, исполняется посредством заключения договора обязательного страхования, предусматривающего возможность управления транспортным средством с прицепом к нему, информация о чем вносится в страховой полис обязательного страхования.
Со 2 августа 2014 года для оформления Европротокола машина с прицепом рассматривается как одно транспортное средство, т.е. если даже в ДТП участвовало два тягача с двумя прицепами такое ДТП можно оформлять без вызова сотрудников полиции (при условии соблюдения иных условий). Ранее тягач с прицепом считались двумя транспортными средствами, в результате подобные ДТП нельзя было оформить по Европротоколу.
Аналогичная норма вводится и в отношении требований к прямому возмещению убытков, правда здесь возникает несколько вопросов применения указной нормы:
Одной из причин незначительности выплат за вред здоровью по ОСАГО в настоящий момент является сложная процедура подтверждения размера вреда, который должна компенсировать страховая компания:
При этом реальный размер возмещение может до смешного мал. В результате многие пострадавшие просто не обращаются в страховую компанию виновника ДТП за получением компенсации из-за многочисленных проблем, связанных с получением необходимых документов.
Чтобы максимально упростить процедуру получения возмещения по ОСАГО законодатель постановил производить выплаты в фиксированном размере в зависимости от тяжести причиненного вреда здоровью (от вида травмы) - таблица выплат.
Так ли хороша предложенная система и не приведет ли ее внедрение к другим проблемам? Эти и другие вопросы обсуждаем в специальной статье, посвященной возмещение вреда здоровью по ОСАГО.
В настоящее время, ОСАГО вызывает огромное количество нареканий со стороны всех участников рынка, но более всего от несовершенства ОСАГО страдают потерпевшие в ДТП, сталкивающиеся с самыми большими трудностями на пути получения возмещения в размере, необходимом для ремонта своего поврежденного имущества.
Текущие проблемы рынка ОСАГО:
Здесь собраны основные идеи и предложения по совершенствованию ОСАГО в России. Инициативы законотворцев, правительственных органов и простых граждан. Каждая идея анализируются с позиции плюсов и минусов, которые даст ее реализация.
У читателя есть возможность оставить свои предложения или комментарии.
По всем идеям дается экспертная оценка актуальности данной идеи для страхователей, потерпевших и страховых компаний, вероятности принятия соответствующих поправок в Закон об ОСАГО и возможные сроки изменений.
Основной причиной большинства нынешних проблем в ОСАГО является ключевое противоречие между
жестким регулированием ОСАГО со стороны государства (определение всех условий страхования, установление тарифов, выдачи лицензий и т.п.)
и
коммерческим характером работы страховых компаний по ОСАГО (т.е. желанием получить по ОСАГО максимальную прибыль всеми законными способами).
Учитывая повышение роли государства в нынешней экономике России, стоит рассмотреть подробнее проект постепенного перевода ОСАГО на полное государственное регулирование.
Реализация функций ОСАГО через специальную государственную страховую компанию, РСА, или в специальном государственном Фонде страхования ОСАГО.
Создание полностью подконтрольной государству структуры, которая будет осуществлять формирование страховых фондов по ОСАГО и контролировать их расходование, определять условия страхования и отвечать за развитие и совершенствование данного вида страхования - в первую очередь, в интересах граждан/потерпевших.
Первая задача этой структуры - снижение расходов на ведение дела:
Страховые компании могут выполнять роль страховых агентов и агентов при урегулировании убытков - для них ОСАГО не источник дохода, а лишь инструмент доступа к клиенту.
При этом необходимо установить жесткий контроль за навязыванием дополнительных страховых услуг при продаже полисов ОСАГО - впрочем, эта проблема будет легко решена при наличии у населения альтернативы в местах покупки полиса ОСАГО (нестраховые посредники - почта, банки и т.п.)
Плюсы для автовладельцев![]() |
Минусы![]() |
|
|
Постепенная замена коммерческих страховых компаний на структуры, подконтрольные государству, - реальный процесс, который по некоторым признакам уже начался в нашей стране. Остается только открытым вопрос, какую окончательную форму примут эти государственные структуры.
Актуальность идеи отмены учета износа по ОСАГО:
Вероятность внедрения - 50/50%
Предполагаемые сроки внедрения - не ранее 2016-го года.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Государственная структура вместо страховщиков по ОСАГО"
Комментарии
Сегодня полис ОСАГО оформляется на каждый автомобиль, разве не логичнее оформлять полис ОСАГО на конкретного водителя?
Почему бы не страховать по ОСАГО гражданскую ответственность самого водителя, а не конкретный автомобиль? Ведь именно водитель нарушает Правила дорожного движения, а не сам по себе автомобиль. По сути, по ОСАГО страхуется гражданская ответственность водителя, так почему мы оформляем полис ОСАГО на транспортное средство - один водитель может управлять несколькими автомобилями в разное время, почему бы ему не иметь один полис ОСАГО, который распространяется на все ТС, которыми может управлять данный водитель?
Это один из ключевых вопросов ОСАГО и чтобы на него ответить мы подготовили специальную статью - ОСАГО на водителя - возможно ли и кому это выгодно.
Учет амортизации (износа) автомобиля при расчете размера страховой выплаты по ОСАГО справедливо вызывает в обществе наибольшие замечания. Действительно, именно учет износа в первую очередь приводит к недостаточности размера страховой выплаты для осуществления ремонта автомобиля. Учет износа предполагает, что поврежденный автомобиль будет ремонтироваться с использованием бывших в употреблении запасных частей (от других автомобилей) или владелец будет сам доплачивать за использование новых деталей.
С одной стороны, рынок б.у. запчастей весьма развит в России и подавляющее большинство деталей вполне можно на нем приобрести.
С другой стороны, далеко не каждый автовладелец будет сам искать на рынках необходимые детали, а потом договариваться с СТО, чтобы машину отремонтировали с их использованием. Тем, кто идут вторым путем, выплаты по ОСАГО на ремонт, как правило, хватает, но насколько цивилизованным является такой подход? Ведь потерпевший не виноват, что его машину повредит виновник ДТП, так почему он должен тратиться свое время на длительные поиски деталей и СТО.
Предлагается ввести частичный отказ от учета износа.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Отмена учета износа - реальный и вполне естественный шаг по совершенствованию ОСАГО. Единственной проблемой его внедрения является необходимость повышения тарифов по ОСАГО.
Актуальность идеи отмены учета износа по ОСАГО:
Вероятность внедрения - 80%
Предполагаемые сроки внедрения - 2014 год.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Отмена учета износа при выплатах по ОСАГО"
Комментарии
В сентябре 2013 года довольно неожиданно было выдвинуто предложение о введении в ОСАГО добровольной франшизы.
Реализация данного предложения для обязательного страхования ответственностьи возможна двумя способами:
Рассмотрим оба предлагаемых варианта...
В этом случае ситуация вернется в то состояние, в котором она была до введения института ОСАГО, т.е. вернутся споры на дорогах относительно компенсации ущерба. Выигрыш только в размере страховой премии на момент заключения договора.
По сути, это частичная отмена ОСАГО в пределах франшизы.
Чтобы создать дополнительный стимул по своевременной оплате франшизы потерпевшему, было также предложено ввести специальное условие для продления (заключения на новый срок) договоров по которым были убытки: Для таких договоров страхователь должен предоставить подтверждение от потерпевшего о полной оплате франшизы.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Идея утопична и вряд ли можно серьезно рассматривать ее внедрение.
Актуальность идеи франшизы по ОСАГО (вариант 1):
Вероятность внедрения - менее 5%
Предполагаемые сроки внедрения - нет.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Франшиза по ОСАГО (вариант 1)"
Если по вине страхователя будет причинен вред другому лицу/имуществу, то страховая компания оплачивает потерпевшему весь ущерб в пределах страховой суммы, а потом взыскивает франшизу с виновника. У виновника появляется заинтересованность и остается право самостоятельно урегулировать убыток на месте ДТП.
По сути это отличается от существующих норм о регрессе в Законе об ОСАГО только тем, что размер регрессной франшизы выбирает сам страхователь при заключении договора и вводятся соответствующие франшизе понижающие коэффициенты к страховому тарифу по ОСАГО.
Страхователь при заключении договора ОСАГО выбирает размер франшизы (например - 5 000 руб./10 000 руб./25 000 руб.). Чем больше франшиза, тем дешевле полис.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
Для взыскания франшизы при заключении нового договора ОСАГО надо решить следующие вопросы:
|
Идея может быть реализована, хотя плюсы от ее внедрения могут быть полностью перекрыты минусами из-за сложности реализации.
Возможно, к идее франшизы по ОСАГО стоит вернуться позже, когда будут решены другие технологические проблемы данного вида страхования.
Актуальность идеи франшизы по ОСАГО (вариант 2):
Вероятность внедрения - 15%
Предполагаемые сроки внедрения - 2015-2016.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Франшиза по ОСАГО (вариант 2)"
Комментарии:
Если виновник будет выплачивать регрессную франшизу, это будет стимулировать безаварийность.
15.05.2014
Сегодняшняя ОСАГО - система защиты виновника и гигантская головная боль потерпевшему. Первый съездил в ГИБДД и свободен, второй имеет проблемы в ввиде сбора документов,поиска и договоренностей с автосервисом,получении выплаты от страховой ( которой не хватит на ремонт в 90% случаев даже если использовать б/у детали) и неизбежую трату денег из своего кармана на ремонт. Надо мотивировать виновников ездить аккуратнее и соблюдать ПДД, не так ли? Франшиза одна из адекватных мер.
21.05.2014
Вообще, интересная тема, думаю, что ОСАГО так расхолаживает водителей, что внедрение франшизы, возможно бы вызывало у неродивых виновников хоты бы чувство стыда и ответственности!
14.06.2014
Введение франшизы по ОСАГО, скорее всего, никак не скажется на ответственности водителей. Ведь в любом ДТП, как правило, два пострадавших. Только одному из них (невиновному) деньги выплачивает страховая компания, а другой (виновник) ремонтирует своё авто за свой счёт. Виновное лицо всегда несёт материальные затраты по восстановлению своего ТС - это и есть его материальная ответственность перед самим собой. Лично я не встречал водителей, которым было бы всё равно, попадут они в ДТП или нет. Любое ДТП - это головная боль для обоих водителей.
30.07.2014
По поводу "любое ДТП - это головная боль обоих водителей" и "я еще не встречал водителей, которым было бы все равно". Неправда. А я вот встречал. И лично варился в этой серной кислоте. Простой такой случай: меня притирает фура. Он, видите ли, меня не заметил прни перестроении. У фурщика ущерба даже на копейку нет - в протоколе было написано "незначительные потертости на ступеньке в кабину водителя". А у меня неслабо помято крыло и дверь. Реакция виновника? - "Тебе надо - ты и звони. А я пошел спать". Залез в кабину и отсиживался, пока я вызывал ГИБДД. А дальше у меня начался просто чудовищный геморрой с получением страхового возмещения, потому что виновник из другого региона, в нашем регионе представительства его страховой нет, а моя страховая как раз только-только разорилась. А у виновника геморрой был только один - откупиться от гаишников - потому что притер он меня через сплошную линию разметки, и надо было избежать лишенческой статьи. Так что жизнь - она имеет много вариантов.
28.11.2014
Комментарий автора сайта:
С одной стороны, если бы данный водитель знал, что попадет в ДТП он вряд ли стал бы совершать такой маневр:
- взятку гаишникам он заплатил;
- график своего движения нарушил (возможно, там также были штрафные санкции со стороны его организации);
- теперь по ОСАГО он будет платить повышенный тариф как минимум три года.
С другой стороны, Вы правы - возможно, для грузовых автомобилей (или для всех автомобилей юридических лиц) ввести франшизу по ОСАГО было бы целесообразно.
30.11.2014
К сожалению, есть целая категория наиболее аварийных (по статистике ОСАГО) водителей - молодые (или "джигиты") на старых уже побитых или насквозь ржавых весьма дешевых отечественных авто, для которых сохранность собственного автомобиля вообще не приоритет. Некоторые (я бы даже сказал - многие!) специально покупают старые разбитые авто, чтобы просто научиться ездить. Аварийность по таким водителям просто бешенная, и их бы франшиза хоть немного останавливала.
30.07.2014
Представителем Минфина выдвинуто предложение о введении многолетних (долгосрочных) договоров ОСАГО - на 3-5 лет. По сути, предлагается дать возможность страхователям заключать договоры ОСАГО с большим сроком действия, чем это предусмотрено сейчас (сейчас по Закону об ОСАГО максимальный срок действия договора - 1 год).
Декларируемая цель такого нововведения - увеличения финансовой устойчивости страховых компаний за счет увеличения страховых резервов.
Эта цель частично может быть достигнута только при оплате многолетних договоров в рассрочку: страхователи обязаны будут платить страховую премию ежегодно, а страховые компании вынуждены будут формировать резерв незаработанной премии (РНП) сразу на несколько лет.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Актуальность идеи многолетнего договора ОСАГО:
Вероятность внедрения - 40%
Предполагаемые сроки внедрения - 2015 год.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Многолетние договоры ОСАГО"
Формировать страховой фонд для выплат потерпевшим в ДТП можно не только за счет страховых взносов (ОСАГО), но и за счет иных поступлений. При этом нельзя формировать фонды исключительно за счет любых видов налогов, т.к. теряется обратная связь между причиненным виновником ДТП вредом и его ответственностью за поведение на дороге. Например нельзя просто включить стоимость ОСАГО в цену топлива, т.к. это уничтожит обратную связь - фактически исчезнет реальная ответственность водителя за причиненный им вред. Сегодня зависимость (обратная связь) между аварийностью каждого водителя и размером страхового взноса определяется тарифами по ОСАГО и, особенно, применением коэффициента бонус-малус (КБМ).
Оригинальным решением может стать частичное или даже полное формирование страховых фондов за счет штрафов к нарушителям правил дорожного движения (ПДД). Очевидно, что основной причиной ДТП является именно нарушение ПДД. В России, как и во всех странах, существует административная ответственность за нарушение различных пунктов ПДД, которая выражается в денежных штрафах.
Таким образом, мы имеем зависимость: Количество нарушений ПДД - Количество ДТП. Следовательно, мы можем сопоставить сумму собираемых штрафов за нарушение ПДД с суммой выплат пострадавшим в ДТП.
По официальной статистике ГИБДД за 2012 год в России зафиксировано почти 64,96 млн. административных правонарушений в области дорожного движения. По данным Федеральной службы страхового надзора совокупные выплаты по ОСАГО за 2012 год в России составили 63,92 млрд. руб.
Таким образом, при среднем размере штрафа 984 руб. собранных за штрафы денег полностью бы хватило для выплаты всем потерпевшим в ДТП в рамках ОСАГО. Надо только создать систему, при которой "штрафные" деньги идут на выплаты потерпевшим.
Понятно, что систему штрафов надо совершенствовать - вот некоторые из предложений:
Стоит отметить, что в предлагаемой системе страховой фонд будет формироваться не только за счет водителей-нарушителей ПДД, но и за счет других участников дорожного движения, нарушающих Правила и часто провоцирующих ДТП: пешеходов, пассажиров, должностных лиц транспортных, дорожных, железнодорожных и иных предприятий и организаций.
При такой системе в идеале можно вообще отказаться от заключения договоров ОСАГО, а функции страховых компаний свести только к рассмотрению заявлений потерпевших в ДТП и урегулированию их убытков (по аналогии с действующей системой ОМС). Также эти функции можно и вовсе передать единой государственной структуре.
Актуальность идеи замены договора ОСАГО штрафами за нарушения ПДД:
Вероятность внедрения - 1%
Предполагаемые сроки внедрения - не ранее 2017 года.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Замена договора ОСАГО штрафами за нарушения ПДД"
Смысл ОСАГО в обеспечении выплат потерпевшим в ДТП, но достичь этого можно не только страхованием. Формировать финансовые резервы на случай наступления неблагоприятных события могут не только страховые компании, но даже простые граждане. Практически у каждого дома есть небольшая денежная "заначка" на всякий пожарный. Многие хранят часть своих резервов на банковских вкладах.
Идея замены ОСАГО целевым банковским депозитом как раз и заключается в том, что дать возможность гражданам вместо покупки полиса ОСАГО открывать целевой депозит в банке в размере страховой суммы по ОСАГО. Сегодня страховые суммы по ОСАГО в России настолько маленькие (120 000 руб. по "железу"), что сделать подобный вклад может себе позволить довольно значительная часть населения.
Один из возможных примеров реализации (упрощенный):
Банк заключает договор со страховой компанией на услуги по урегулированию убытков и предлагает автовладельцам разместить у него целевые депозиты на срок 1 год в размере 120 000 руб. Заключается договор срочного вклада, по которому вкладчику (автовладельцу) начисляется соответствующий процент. Отличием от обычного вклада является то, что банк имеет право самостоятельного (безакцептного) списания денег с указанного вклада в случае обращения потерпевшего за возмещением вреда, причиненного автомобилем вкладчика. Урегулированием убытков занимается страховая компания, с которой у банка заключен договор - расходы на урегулирование также оплачиваются банком из вклада по заранее согласованному прайсу (предположительно около 1000 руб.).
Таким образом, если водитель не попадал в течение года в ДТП, то он сможет не только получить назад свой вклад, но и получит дополнительно начисленные банковские проценты (около 10% годовых).
В случае ДТП по вине страхователя из его банковского вклада вычтут расходы на выплаты потерпевшим, а также расходы на урегулирование убытка. На эти деньги он должен будет пополнить свой депозит или приобрести полис ОСАГО, а остаток вклада забрать. Пополнение депозита до размера страховой суммы должно быть произведено в установленный срок (например, в течение 30 дней).
Расторгнуть договор вклада можно будет только по тем же основаниям, что и для расторжения договора ОСАГО. Дополнительным основанием может быть приобретение годового полиса ОСАГО.
Такой вариант будет весьма выгоден для аккуратных водителей.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Замена полиса ОСАГО целевым банковским вкладом - реальный механизм альтернативы ОСАГО. Он может быть реализован при активном лоббировании со стороны банков и поддержки этой идеи Центробанком.
Актуальность идеи отмены учета износа по ОСАГО:
Вероятность внедрения - 10%
Предполагаемые сроки внедрения - не ранее 2015 года.
Добавить свой комментарий/аргумент к теме
"Замена договора ОСАГО целевым банковским вкладом"
Комментарий:
Я против полной замены ОСАГО целевым депозитом, т.к. "вымывается" экономический смысл страхования как солидарной ответственности. Мысль о том, что многие смогут позволить себе такой депозит не верна - смогут позволить не многие, и, видимо, только в крупных городах. Хотя, как альтернативный ОСАГО вариант можно было бы предусмотреть.
Закон об ОСАГО предусматривает обязанность страховщика иметь хотя бы один офис по урегулированию убытков для работы с потерпевшими в субъекте РФ. Указанная норма создала почву для злоупотреблений.
Ст.21, п.1 Страховщик должен иметь в каждом субъекте Российской Федерации своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат.
В частности, в Татарстане все крупные страховые компании перевели свои офисы по урегулированию убытков в маленькие отдаленные города, тогда как основной поток страховых случаев происходит в крупных городах. Если гражданину в Казани необходимо обратиться в страховую компанию виновника, его страховая отправляют подавать документы за 400 км. от столицы. По прямому возмещению страховые принимают в Казани, чтобы не терять клиентов. Представьте, после ДТП Вас отправят из Москвы в Обнинск или Липецк, чтобы подать документы и записаться на осмотр?
Аналогичная картина наблюдается в подавляющем большинстве регионов России (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга) - потерпевшим приходится ехать за 400-500 километров только, чтобы подать заявление на получение страховой выплаты.
Предлагаются следующие поправки в закон об ОСАГО:
Страховщик должен иметь в каждой административной единице Российской Федерации, населенность которой составляет более 250000 человек, своего представителя, уполномоченного на рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и на осуществление страховых выплат, в том случае, если в указанной адм.единице страховщик предоставляет услуги страхования ОСАГО.
Иной вариант поправок в Закон об ОСАГО:
Страховщик должен обеспечить рассмотрение требований потерпевших о страховых выплатах и осуществление страховых выплат во всех своих территориальных подразделениях (филиалах, агентствах, представительствах и т.п.).
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Организация центров урегулирования убытков во всех населенных пунктах, где страховщик продает полисы ОСАГО - назревший шаг по совершенствованию ОСАГО. Страховщики своей "антинародной политикой" по размещению центров урегулирования в удаленных регионах сами провоцирую такие поправки в Закон и свои дополнительные расходы.
Актуальность идеи увеличения количества центров урегулирование убытков по ОСАГО:
Вероятность внедрения - 60%
Предполагаемые сроки внедрения - неизвестно.
Комментарии:
Пункт урегулирования должен находиться в радиусе не более 50 км. от центров субъектов РФ.
05.05.2014
В целях удовлетворения потребностей пострадавших в ДТП, можно рассмотреть возможность передачи на единый аутссорсинг ( напр. в аккредитованные СТО) функций по осмотру в моногородах с численностью от 50 тыс. чел. от всех страховых компаний.
03.07.2014
Считаю, что каждый офис страховой компании обязан принимать документы по выплате по ОСАГО. А что бы не нести доп. расходы надо отменить обязанность страховой компании организовывать осмотр и оценку повреждённого авто (только по заявлению клиента). А в комплект документов включить Независимую оценку восстановительного ремонта. (Всё равно приходиться судиться со страховыми и в суд предоставлять независимую оценку, так почему бы это не делать сразу?).
16.08.2014
В начале декабря 2013 года Федеральная антимонопольная службы (ФАС) выступила со своими предложениями, призванными решить проблему направления страховщиками по ОСАГО потерпевших в удаленные центры урегулирования убытков (за сотни километров).
ФАС предлагает ввести в Закон об ОСАГО норму, согласно которой потерпевший получает право обратиться за выплатой в центр выплат любой страховой компании, имеющей лицензию на ОСАГО.
Потерпевший получает право подавать заявление о выплате (с приложением соответствующих документов) любому страховщику - члену Российского Союза Автостраховщиков.
Страховщик в свою очередь будет обязан организовать осмотр и (или) независимую экспертизу, оформить все необходимые для страховой выплаты документы и отправить их страховщику лица, ответственного за причиненный ущерб, если страховщик отсутствует по месту жительства потерпевшего.
При кажущейся логичности это предложение по сути ничего к лучшему не изменит, а только создаст дополнительные проблемы на рынке ОСАГО.
Авторы инициативы предполагают, что у страховщиков появится экономический стимул урегулировать убытки за другие страховые компании (т.е. фактически такие компании будут зарабатывать на урегулировании чужих убытков). Однако остается непонятным, откуда возьмутся эти дополнительные доходы в существующей системе ОСАГО.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Право потерпевшего обратиться за страховой выплатой в любую страховую компанию, имеющую лицензию на ОСАГО - крайне несвоевременная и недостаточно продуманная инициатива ФАС. Возможно в будущем эта идея и могла бы быть реализована, но в настоящее время в ОСАГО существуют гораздо более актуальные проблемы.
Актуальность идеи обращения за выплатой по ОСАГО в любую страховую компанию:
Вероятность внедрения - 20%
Предполагаемые сроки внедрения - 2014-2015 годы.
Договор ОСАГО заключается, как правило, сроком на 1 год. При этом в договоре может быть указан период использования автомобиля, который может быть меньше срока действия договора от 3 месяцев. Использование автомобиля вне срока действия договора ОСАГО или вне периода использования является административным правонарушением со стороны водителя и наказывается в рамках КоАП.
Нередко водители совершают такие нарушения не умышленно, а просто забыв продлить свой полис ОСАГО. Ранее в Законе об ОСАГО был предусмотрен 30-дневный "льготный период" в течение которого страхователь мог продлить полис ОСАГО уже после его окончания без штрафов со стороны ГАИ. Впоследствии норма о "льготном периоде" было отменена из-за злоупотреблений правом со стороны массы страхователей.
Сегодня вся ответственность за своевременность заключение договора ОСАГО лежит исключительно на самом страхователе (владельце автомобиля). Вместе с тем, социальная функция Закона об ОСАГО предусматривает дополнительные требования к страховым компаниям и их объединениям в части обеспечения выполнения принципов Закона (всеобщность и обязательность страхования, недопустимость использования незастрахованных ТС).
В целях обеспечения беспрерывности страхования предлагается ввести в Закон об ОСАГО обязанность страховых компаний заблаговременно уведомлять своих страхователей об окончании сроков действия заключенных договоров ОСАГО:
Чтобы минимизировать расходы на указанные уведомления, предлагается организовать их в электронном виде:
У страхователя должны быть право выбрать наиболее удобный для него способ уведомления (и изменнить его при необходимости). При этом, возможно, целесообразно ввести дополнительные санкции за спам со стороны страховых компаний или страховых посредников. Жалобы на большое количество звонков с предложением застраховаться регулярно поступают от жителей крупных городов России.
Плюсы![]() |
Минусы![]() |
|
|
Следует отметить, что сегодня ряд страховых компаний уже осуществляют информирование своих клиентов в добровольном порядке, однако, такой подход должен стать частью стандарта оказания услуги по ОСАГО, что в настоящее время возможно только введение соответствующей нормы в Закон.
Информирование страхователя об окончании сроков действия договора ОСАГО - один из самых простых шагов по усовершенствованию ОСАГО, которые не требует чрезмерных усилий со стороны страховой компании, но может реально повысить ее "рейтинг" в глазах страхователей.
Данное изменение может быть составной частью изменений в случае введения электронного полиса ОСАГО.
Актуальность идеи информирования страхователя об окончании сроков действия договора ОСАГО:
Вероятность внедрения - 25%
Предполагаемые сроки внедрения - 2015 год.
Установить, что с 1 января 2013 года до 30 июня 2014 года включительно при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - обязательное страхование) страховщик:
Все поправки в Закон об ОСАГО вводятся на ограниченный срок на полтора года - до 1 июля 2014 года. Т.е. речь идёт о дополнительном переходном периоде (отсрочке), который необходим страховщикам для адекватной подготовки (почему страховщики не смогли подготовится за прошедшие полтора года с момента принятия поправок в Закон - отдельный вопрос).
1) при заключении договора обязательного страхования вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим заключение договора обязательного страхования, и не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения этого договора вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленные при заключении этого договора, в созданную в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств") автоматизированную информационную систему обязательного страхования (далее - автоматизированная информационная система обязательного страхования). Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности;
Предыдущей редакцией Закона предполагалась выписка полисов ОСАГО с 1 января 2013 года только в режиме on-line с АИС ОСАГО (Единой базой данных ОСАГО) - такая норма фактически запрещала выписку полисов ОСАГО страховыми агентами и значительно затрудняло работу страховых брокеров. Теперь законодатели оставили страховщикам и их посредникам 15 дней на то, чтобы передать всю информацию о проданных полисах в АИС ОСАГО. Для выполнения этого требования страховщикам придется ужесточить сроки отчетности посредников за проданные полисы ориентировочно до 10 дней (с учетом времени, которое дополнительно потребуется для выполнения процедур проверки полисов и ввода их в АИС ОСАГО).
2) при получении от страхователя сообщения об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) предоставленных при заключении этого договора, вносит изменения в страховой полис обязательного страхования, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты внесения таких изменений в страховой полис обязательного страхования;
Аналогичные требования по вводу информации в АИС ОСАГО (15 дней) предусмотрены и для внесения изменений в полисы ОСАГО (изменение: периода использования ТС; списка лиц, допущенных к управлению; иных условий договора).
Следует отметить, что законодатель "забыл" указать такую важную информацию в АИС ОСАГО, как досрочное расторжение договора ОСАГО - полагаю, что эту ошибку страховщики исправят самостоятельно (РСА подготовит соответствующие методические рекомендации).
3) при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии использует сведения о страховании, имеющиеся у страхователя на основании части 10 статьи 15 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - сведения о страховании) и предоставленные страховщику, либо имеющиеся у страховщика, либо содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования. В случаях отсутствия сведений о страховании, а также отсутствия в месте заключения договора обязательного страхования необходимой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей техническую возможность получения содержащихся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования сведений о страховании, при заключении договора обязательного страхования в целях расчета страховой премии страховщик использует данные, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования. В этом случае значение коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", не может быть ниже значения такого коэффициента, применяемого в случае отсутствия информации о предыдущих договорах обязательного страхования;
Законом вводятся новые правила применения коэффициента бонус-малус (КБМ).
Страховщик может использовать информацию о страховой истории страхователя (водителей, допущенных к управлению) из трёх источников:
Если Справки у страхователя нет, то страховщик должен получить информация из АИС ОСАГО.
Если связаться с АИС ОСАГО технически невозможно, то страховщик применяет информацию о КБМ исходя из данных, указанным страхователем в Заявлении на страхование. Однако, при этом, значение КБМ не может быть меньше единицы. Т.е. любые документально неподтвержденные "скидки" с 1 января 2013 года законом запрещаются.
Следует отметить, что при указании страхователем в Заявлении на страхование данных о необходимости применения КБМ большем единицы, применяется повышенный коэффициент.
5) в случае применения коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", исходя из данных, указанных в заявлении о заключении договора обязательного страхования, не позднее чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты заключения договора обязательного страхования проверяет соответствие данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования;
Предусмотрена защита на случай сообщения страхователем ложной информации в Заявлении на страхование - если эта информация использовалась для определения размера КБМ, то страховщик обязан проверить эту информацию в течение 15 дней, сравнив её с информацией, указанной в АИС ОСАГО.
6) в случае выявления несоответствия данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования и необходимых для расчета коэффициента, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, осуществляет следующие действия:
а) направляет страхователю уведомление о несоответствии данных, указанных страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, сведениям о страховании, содержащимся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, и о перерасчете страховой премии;
б) вносит в автоматизированную информационную систему обязательного страхования сведения о владельцах транспортных средств, предоставивших страховщику заведомо ложные сведения, если эти сведения повлекли за собой уменьшение размера страховой премии;
в) возвращает страхователю излишне уплаченную им часть страховой премии при наличии соответствующего заявления страхователя в письменной форме, если данные, указанные страхователем в заявлении о заключении договора обязательного страхования, повлекли за собой увеличение размера страховой премии;
7) при осуществлении страховой выплаты потерпевшему в случае, если страхователь не произведет доплату страховой премии в соответствии с уведомлением, указанным в подпункте "а" пункта 6 настоящей статьи, имеет право предъявить к страхователю регрессное требование в размере части произведенной страховщиком страховой выплаты, пропорциональной отношению размера неуплаченной страхователем части страховой премии к подлежащей уплате страховой премии по договору обязательного страхования. Страховщик не вправе отказать потерпевшему в страховой выплате в случае, указанном в настоящем пункте.
Если выявлен факт сообщения страхователем ложных (недостоверных) сведений о своём классе бонус-малус страховщик предпринимает следующие меры:
Например, по Заявлению на страхование был применён КБМ=1, а при проверке выяснилось, что по предыдущему договору у данного страхователя было две страховые выплаты и надо было применять КБМ=2,3. Страхователь доплату не произвёл (полагаю, что не имеет значения, получил он письменное уведомление от страховщика или нет, но тут слово ещё за судами) и снова попал в ДТП. Теперь 56,5% от страховой выплаты страхователь должен будет заплатить страховой компании по регрессу за сообщение ложных сведений при заключении своего договора ОСАГО.
Такие условия заставят сильно задуматься страхователей, которые до последнего времени практически не обращали внимание на свою страховую историю и всячески пытались скрыть информацию о своих ДТП.
Вместе с тем, такие жёсткие требования очень скоро выявят на практике все многочисленные недоработки введённой в России системы бонус-малус (учёт КБМ по водителю и по автомобилю одновременно в зависимости от условий договора ОСАГО). Об этих недоработках уже много раз писалось, но никаких попыток исправить ситуацию даже не предпринимается. Теперь в этой доработке будут заинтересованы сами страхователи, хотя основную массу недовольства можно прогнозировать только через год.
4) в случае предоставления страхователем диагностической карты, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств, использует при заключении договора обязательного страхования сведения, содержащиеся в диагностической карте, а в случае ее непредоставления в письменной форме - сведения, содержащиеся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра, созданной в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств;
Процедура проверки прохождения техосмотра при заключении договора ОСАГО предусмотрена более жёсткая, что проверка КБМ:
Заключение договора возможно или при наличии у страхователя Диагностической карты, или при условии проверки прохождения техосмотра в АИС ТО.
Однако процедура проверки и возможные последствия её неисполнения Законом не предусмотрены, что опять же оставляет лазейки для лиц, всеми правдами и неправдами нарушающими Закон о техосмотре в 2012 году.
08.02.2015
Вопрос:
Ответ:
01.04.2015
Комментарий: