" Внутренние источники информации для идентификации рисков | Глава 5. Оценка риска | Раздел II. Управление риском | Управление риском | Риск-менеджмент | Risk management | Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. Учебное пособие - Знай страхование! | Внутренние источники информации для идентификации рисков | управление риском риски риск-менеджмент risk management страхование Богоявленский Сергей Борисович,страхование,страховка,страховая компания,страховых компаний,страховщик,Внутренние источники информации для идентификации рисков | Глава 5. Оценка риска | Раздел II. Управление риском | Управление риском | Риск-менеджмент | Risk management | Богоявленский С.Б. Управление риском в социально-экономических системах. Учебное пособие,Знай страхование!,Знай страхование!
Znay.ru Знай страхование! Об авторе
Знай.ру Контакты
 Главная  -
 Новости сайта  -
 Страхование это...  -
 Каско  -
 ОСАГО  -
 Зеленая карта  -
 Страхование ОПО  -
 Страх-е перевозчиков  -
 Страхование жилья  -
 Страхование жизни  -
 Управление риском  -
 Правовая база  -
 Библиотека  -
 Учебники  -
 Словарь  -
 Юмор  -
 Технологии продаж  -
 Вопросы-Ответы (FAQ)  -
 Автопутешествия  -


Горячие темы сайта:

КБМ - коэффициент Бонус-Малус по ОСАГО

Зеленая карта: стоимость и тарифы

Как правильно оформить Европротокол


Поиск на сайте:

> Управление риском

 

Внутренние источники информации для идентификации рисков

30.03.16 Версия страницы для печати


Все используемые источники информации по отношению к организации делятся на внутренние и внешние. Внутри предприятия сведения, необходимые для идентификации рисков можно получить в результате:

  1. изучения документов;
  2. инспекции (осмотра);
  3. общения с сотрудниками.


5.3.1. Документы

В любой организации имеются различные документы в письменном или электронном виде. Их изучение является хорошей отправной точкой для анализа рисков, так как позволяет, не выходя из офиса, получить некоторое представление об организации и происходящих в ней процессах. Трудности создает многообразие и большой объем документации. Поэтому лицо, занимающееся идентификацией рисков, должно представлять, какую именно информацию в каких документах следует искать.

Одними из самых ценных доступных источников информации являются финансовые и бухгалтерские отчеты. Из баланса и других форм годового отчета, содержащего сведения о стоимости активов, можно достаточно быстро составить представление об имуществе, подверженном рискам, и размерах возможного реального ущерба. Серия отчетов о доходах за несколько периодов дает представление о динамике развития и позволяют оценить возможную упущенную выгоду, если на предприятии что-нибудь случится. Также важным документом является бюджет организации на будущий период. В нем могут содержаться данные о проектах и видах деятельности, которые еще не реализуются, но уже требуют планирования защиты от рисков.

Договоры, заключаемые организацией с поставщиками, покупателями, подрядчиками и т.д., содержат информацию, необходимую для оценки рисков ответственности. Также из них можно получить сведения и о наступлении ответственности другой стороны, что дает представление о возможной передаче ей риска, а значит и об уменьшении последствий риска для самой организации. В идеале лицо, ответственное за управление рисками, должно принимать участие в разработке договоров, поскольку они являются источником рисков. Однако, на практике, все сводится к учету рисков по уже заключенным договорам и поиску путей его снижения или финансирования. Из договоров также можно почерпнуть информацию об имуществе, лицах или операциях, которые не видны из других документов, но также подвержены различным опасностям.

Наиболее полное представление об организации деятельности можно составить из анализа бизнес-процессов и должностных инструкций сотрудников. Зная схему построения процесса, задействованных в нем лиц и ресурсов удается выявить ключевые фигуры и объекты, чей выход из строя нарушит всю деятельность.

Лицу, ответственному за идентификацию рисков, также могут оказаться полезны другие документы, в частности, отчеты о среднемесячных остатках на складе, транспортные накладные, результаты проверок оборудования, данные службы контроля качества, отзывы потребителей, различные планы и проекты и т.д.

Особый интерес могут представлять так называемые записи об убытках. Этот вид документации пока не характерен для отечественных организаций. Однако в крупных западных компаниях он существует. Более того, в некоторых случаях он является обязательным. Так, например, в США при соблюдении определенных требований предприятие может использовать самострахование рисков гражданской ответственности вместо заключения традиционных договоров страхования. В число этих условий входит наличие в организации формализованной системы учета и урегулирования убытков. Записи, производимые в рамках данной системы, являются предметом анализа для оценки причин и уровня рассматриваемых рисков.

Конкретный перечень документов, представляющих интерес с точки зрения выявления и описания рисков, зависит от структурного построения организации, ее профиля деятельности, а также особенностей действующей системы документооборота и отчетности.


5.3.2. Инспекция (визуальный осмотр)

Некоторые аспекты деятельности предприятия или особенности тех или иных процессов нельзя выявить из документов. В этом случае расследование, что и как произошло или может произойти, осуществляется на месте. Одновременно появляется возможность напрямую пообщаться с находящимися там сотрудниками, от которых зависит фактический уровень риска.

Пример:

Риск ответственности за выпуск некачественной продукции зависит от обстановки, в которой она производится, в том числе от условий работы сборщиков. Такие характеристики рабочего места как захламленность, уровень освещенности и шума, можно определить, только увидев его. Поэтому, когда имеются нарекания потребителей (в предельном случае - претензии и судебные иски) относительно качества продукции, помимо изучения документов требуется инспекция места сборки.

При проведении визуального осмотра исследуются различные аспекты, влияющие на причины и уровень риска. В частности, проверке могут подлежать:

  1. условия содержания, соблюдение техники безопасности и санитарных норм;
  2. пространственное расположение объектов;
  3. связи между операциями.

При изучении условий содержания и соблюдения различных требований внимание уделяется не только подверженности рискам пожара, взрыва, несчастного случая и т.д., но и общее отношение сотрудников и администрации к безопасности. По косвенным признакам можно оценить уровень трудовой дисциплины, которая также влияет на вероятность ошибок и упущений в работе.

Пространственное расположение объектов производится с целью выяснить:

  1. подверженность организации рискам окружающей среды (в т.ч. риску наводнений, оползней и т.д.);
  2. наличие и подверженность окружающих организацию объектов (строений, лиц, имущества) рискам аварий на данном предприятии;
  3. возможность кумуляция риска, то есть одновременного причинения вреда сразу нескольким объектам в результате одного и того же события;
  4. взаимное расположение людей и возможных источников вредного воздействия (огня, ядовитых веществ, излучений и т.д.);
  5. пути возможного распространения аварии и эвакуации людей.

В процессе исследования связей между операциями выявляются направления потоков (физических, информационных, бизнес-процессов, энергоснабжения и т.д.). При этом основным является вопрос: где (что) и почему может быть заблокировано. Для поиска ответа на него по результатам инспекции часто составляются различные схемы процессов, как на уровне отдельных технологических операций, так и на уровне всей организации в целом или даже полной цепочки поставок-потребления, в которой участвует данное предприятие. На правильно составленной схеме хорошо видно влияние того или иного элемента на весь процесс. Но далеко не всегда удается определить степень подверженности отдельных составляющих различным рискам. То есть обычно видно, что произойдет с процессом, если конкретная операция не будет выполнена, но не видно из-за чего такое может наступить. Поэтому составление схем приходится комбинировать с другими источниками информации о рисках.


5.3.3. Общение с сотрудниками

Несмотря на то, что инспекция проводится на месте, она не гарантирует идентификацию всех возможных рисков. Некоторые операции могли не происходить во время проведения осмотра. Действие многих опасных факторов невозможно определить невооруженным глазом, требуются специальные замеры, экспертизы и т.д. Для выявления таких аспектов требуется регулярное общение с сотрудниками. Хорошо организованный постоянный контакт между лицами, ответственными за управление рисками, и работниками всех уровней создает эффективную "систему раннего предупреждения" о появлении или обострении рисков.

При организации общения в целях идентификации рисков основными являются вопросы:

  1. с какими сотрудниками лучше общаться и
  2. как (в какой форме) строить общение.

Обсуждать возможные риски имеет смысл с людьми, которые хорошо информированы и компетентны в той области, к которой относятся изучаемые риски. Кроме того, они должны быть объективны и не иметь личной заинтересованности в искажении информации. Не каждый сотрудник честно будет говорить о том, что плохо в той сфере, за которую он отвечает.

Большинство специалистов могут рассказать о типичных опасностях и проблемах, характерных для их деятельности. Но не все из них думают на тему рисков, которые еще никогда с ними не происходили. По оценкам специалистов по риск-менеджменту, на промышленных предприятиях одним из самых хороших источников информации о рисках являются инженеры. В силу своих обязанностей они знают опасные свойства материалов, процессов и оборудования, а благодаря хорошему образованию могут грамотно думать в терминах рисков.

Управление рисками носит вспомогательный характер, и несмотря на свою важность, не должно требовать чрезмерных ресурсов. У сотрудников предприятия есть основные обязанности, в число которых в крупных западных компаниях также входит и содействие в управлении рисками. Однако оно не должно осуществляться в ущерб главной деятельности. Поэтому привлечение работников для общения на этапе идентификации рисков не должно требовать значительных усилий с их стороны. В противном случае возрастает опасность необъективных ответов.

В развитых странах одним из самых распространенных способов получения необходимой информации о рисках от сотрудников являются стандартизованные анкеты. В данном случае понятие "стандартизованные" не означает обязательную единую форму. Напротив, вариантов анкет очень много. Их разрабатывают и сами предприятия и различные специализированные организации. Например, в США самыми популярными являются анкеты, предложенные Американской Ассоциации Менеджеров совместно с Обществом Риск-Менеджмента и Страхования. Название "стандартизованные" здесь скорее подразумевает их универсальность, поскольку они содержат вопросы, которые подходят практически для любой организации. В этом их сила, но одновременно и слабость, так как с их помощью плохо удается идентифицировать специфические, уникальные риски, присущие только конкретному предприятию.

Анкеты имеют объем от одной-двух до сотни страниц и ориентированы на лиц, которые не имеют большого опыта работы с рисками. При этом учитывается общий профессиональный уровень респондента. Вопрос об одном и том же аспекте риска для рабочего, инженера и руководителя строится, как правило, по-разному. Американские анкеты группируют риски по типам ценностей, на которые они действуют. Мастерство лиц, ответственных за управление рисками в организации, состоит не только в правильном подборе или составлении анкет и в организации анкетирования, но и в грамотной обработке обобщении и структурировании собранной информации.

Для надежной идентификации рисков необходимо одновременно использовать несколько каналов информации. Вместе с тем, если сравнивать их особенности, то можно отметить некоторые направления, на которых применение тех или иных источников показывают лучшие результаты. Например:

  1. изучение документации хорошо подходит для анализа известных постоянных рисков, "оставивших след" в документах;
  2. общение с сотрудниками позволяет лучше выявлять новые риски, о которых еще нет записей в документах, и которые не видны при инспекции. Общение также дает возможность отслеживать изменения существующих рисков;
  3. инспекция помимо самостоятельного применения, удачно используется для подтверждения информации о рисках, полученной из других источников.





"Управление риском в социально-экономических системах"
© Богоявленский С.Б., 2010



< Предыдущая страница | Оглавление | Следующая страница >










Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"


Поиск страховой информации



А.Б.Знаменский,
© Copyright' 2003-2014
   
Рейтинг@Mail.ru