"
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ![]() |
|||||||||||
|
|
|||||||||||||
![]() |
|
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() Самым кардинальным методом управления риском является его полное устранение (избегание). Но, во-первых, это не всегда возможно. Во-вторых, для спекулятивных рисков избегание означает потерю всех заложенных в него возможных выгод. Поэтому со временем была сформулирована так называемая концепция приемлемого риска. Суть ее состоит в том, что риск не обязательно полностью устранять, достаточно снизить его до приемлемого уровня, когда он перестает быть угрожающим. Сейчас данная концепция лежит в основе практически всех программ управления риском. При ее использовании одним из ключевых является вопрос, что считать "приемлемым" уровнем риска и как его задать. Для применения данной концепции должны быть заданы две границы, определяющие:
Весь спектр значений риска этими двумя границами разбивается на три области, которые по "принципу светофора" можно обозначить соответствующими цветами:
Если риск находится в "зеленой" области, никаких особых мер управления им не требуется (кроме контроля возможного повышения его уровня). Если конкретный риск попал в "красную" область, то обязательно проведение мероприятий для его перевода в категорию приемлемого или пренебрежимого риска. При принятии решений по управлению рисками в "желтой" области используется принцип ALARA/ALARP (по начальным буквам фразы "as low as reasonable applicable / practicable" - "настолько низкий, насколько это оправдано / практически обосновано"). Данный подход подразумевает максимально возможное снижение риска, достигаемое за счет реально имеющихся ограниченных ресурсов. То есть принимаются только те меры, которые считаются разумными и доступными с практической точки зрения. Реализация данных мер не должна требовать неоправданно высоких материальных или трудовых затрат. Концепция приемлемого риска может применяться, как в отношении отдельных рисков, так и в отношении совокупного риска (например, совокупного риска фирмы или финансовой организации). Процесс задания предельно допустимого уровня риска называют "нормированием риска". Оно может осуществляться по различным показателям, характеризующим уровень риска, в частности: а) по вероятности (например, может быть установлена предельная вероятность гибели при аварии); б) по последствиям (например, неприемлемыми могут считаться все риски, убытки от которых превышают определенную сумму); в) по комбинированным показателям (например, по произведению вероятности на последствия); г) по косвенным показателям (например, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ; их превышение не означает гарантированного причинение вреда, но представляет собой серьезную опасность и требует регулирования). Выбор предельно допустимого уровня зависит от многих факторов, в частности от: а) возможностей организации по удержанию риска; б) возможностей организации по снижению риска; в) наличия требований и ограничений со стороны социальных систем более высокого уровня (саморегулируемых организаций, государства, международных организаций); г) отношение к риску общества в целом и конкретных лиц, принимающих решения в организации. При использовании концепции приемлемого риска в социально-экономических системах предельно допустимый уровень должен быть, с одной стороны, достаточно низким, чтобы не вызывать беспокойства индивидуумов, которые подвергаются ему, и обеспечивать приемлемую безопасность общества. С другой стороны, его соблюдение должно быть технически возможным и не тормозить экономическое развитие из-за слишком высоких затрат на его снижение. Баланс между этими двумя противоположными требованиями зависит от уровня социального и экономического развития общества, в котором функционирует рассматриваемая организация. При нормировании экономических рисков часто используют только одну границу - границу чрезмерного риска. Она делит весь спектр рисков на те, которые могут быть оставлены на собственном удержании, и те, которые должны быть либо снижены, либо переданы.
"Управление риском в социально-экономических системах"
Поиск информации о страховании на сайте "Знай страхование!"![]()
Поиск страховой информации
![]() |
![]() |
||||||||||||
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||
|
![]() |
![]() |
||||||||||||
|